Банкротство российского оператора Polar Tour  разворачивается по некрасивому сценарию

Банкротство российского оператора Polar Tour  разворачивается по некрасивому сценарию

Крах Polar Tour разворачивается по самому некрасивому сценарию. Десятки турагентств оказались втянуты в эту историю, у каждого по 10–15 заявок. И всех волнует одно: с кого теперь требовать выполнения обязательств перед клиентами, чьи туры под угрозой срыва? Пострадавшие турагенты собираются выйти к Белому дому.

Еще 14 июня ничто не предвещало беды. Турагенты были в офисе Polar Tour на Киевской, 7, им говорили, что сбоит электронная система, из-за чего могут быть некие проблемы, но они скоро решатся. И вот вечером того же дня, когда все уже смотрели футбол, на сайте компании публикуется заявление о несостоятельности и прекращении деятельности. А утром 15 июня офис Polar Tour пуст, руководители не выходят на связь. Десятки турагентств собрались у закрытой двери и не знают, как им вызволить из Polar хотя бы паспорта клиентов, которые должны вылетать на отдых в ближайшие даты. И кто теперь ответит перед туристами? Суммы возможных убытков звучали разные. У кого-то в Polar зависло заявок на 150 тыс. долларов, у кого-то – на 3 млн рублей…

Прибывшие полицейские помогли советом: «Пишите коллективное заявление о случившемся». Турагенты пишут и рассуждают о том, как теперь быть с клиентами, оплатившими туры на ближайшие даты и на все три летних месяца вперед.

Как известно, Polar Tour не являлся производителем туруслуг – работал «прокладкой», как говорят на рынке, т. е. перепродавал туры большинства известных туроператоров. Но те не готовы брать на себя ответственность за происходящее. «Туроператоры отменяют заявки, как будто их и не было, предлагают нам обращаться в Polar», – заявляют представители турфирм, собравшихся возле офиса проблемной компании. «Polar никак не связан с тем юрлицом нашей компании, которое зарегистрировано в России, платил напрямую за границу, так что нас его крах не коснулся», – так прокомментировали ситуацию в руководстве одного из туроператоров, чьи туры продвигал Polar Tour.

«В данной ситуации многое зависит от того, кто выступает исполнителем по договорам с туристами, – говорит Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». – Если сам Polar, то все требования и претензии надлежит предъявлять ему. Но тогда он де-юре должен являться туроператором – числиться в Федеральном реестре, иметь фингарантии, деньги в фонде персональной ответственности. И так далее. Тогда к урегулированию ситуации подключится «Турпомощь». Если же исполнителями по договорам с клиентами значатся туроператоры, чей продукт перепродавал Polar, то ответственность перед клиентами лежит на них».

Туроператор или кто?

Пострадавшие агенты по просьбе корреспондента HotLine.travel перечитали договоры и сообщают, что исполнителями числятся юрлица Polar, их много – «Полакс», «Золотое путешествие», «Золотой овен» и т. д. Но в Федеральном реестре туроператоров таких организаций нет. И директор «Турпомощи» Александр Осауленко сообщает, что Polar Tour никаким своим лицом не состоит в ассоциации. И она, таким образом, не имеет оснований, чтобы вмешаться и оказать содействие пострадавшим клиентам.

Таким образом, можно предположить наличие признаков незаконной туроператорской деятельности, за что предусмотрена как минимум административная ответственность до 10 млн рублей. Это если дело не перейдет в уголовную плоскость с формулировкой о «признаках мошенничества». Самый негативный для турагентств вариант, говорит Георгий Мохов.

Если же все-таки в договорах о реализации туруслуг у кого-то значатся туроператоры – реальные производители, то в этом случае клиенты могут попытаться взыскать ущерб с них. В том числе через суд. Независимо от того, поступили им – реальным производителям – от Polar деньги за туры или же не поступили. «Туроператор несет ответственность за все действия агента – в данном случае за действия Polar, поскольку тот согласно закону должен действовать от имени и по поручению поставщика», – поясняет Георгий Мохов.

Конечно, туроператоры в судах будут доказывать, что оплата им не поступила, что доверенности Polar на реализацию туров они не давали и даже договора с ним, возможно, не имели. Но судьи чаще всего руководствуются принципом: «Клиент – слабая сторона в договоре, юрлицам надлежит сначала выполнить перед ним обязательства, а потом разбираться в арбитраже – кто из них прав, кто виноват»

Просчитывая возможные варианты развития событий, пострадавшие турагентства обсуждают самый радикальный вариант привлечения внимания к своей проблеме. Выйти на манифестацию к Белому дому и обратиться к руководству страны с просьбой о помощи туристам. Расчет идёт на то, что во время Чемпионата Мира по футболу власти постараются быстро купировать ситуацию.

Георгий Мохов настоятельно не рекомендует идти к Белому дому – иначе есть большая вероятность переночевать в КПЗ. «Тогда уж лучше к Ростуризму», – советует эксперт.

hotline.travel

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments