О Фонде туризма замолвите слово…

Итак,  В рамках реализации пункта 2.2.3. протокола от 6 декабря 2016 г. № 30 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь Министерство спорта и туризма Республики Беларусь прорабатывает вопрос создания внебюджетного Фонда развития туризма в Республике Беларусь (далее – Фонд).

РСТО, рассмотрев предложение Минспорта о создании внебюджетного Фонда развития туризма в Республике Беларусь, сообщает следующее.

На взгляд профессионалов турбизнеса, создание обозначенного Фонда для целей продвижения национального туристического продукта и туристических аттракций Беларуси на международном рынке в условиях отсутствия централизованного бюджетного финансирования представляется вполне логичным шагом.

Как свидетельствует международная практика (Чехия, Словакия, Италия, Испания, Россия и др.) создание подобных фондов осуществляется, чаще всего, за счет туристических сборов с иностранных туриств, въезжающих в данную страну.

Касательно формирования подобного фонда за счет выездного туризма на этапе кризисных явлений в экономике представляется нецелесообразным, поскольку речь идет о фактическом выживании предпринимательской деятельности в сфере отечественного туризма.

СПРАВОЧНО: на данном этапе туристические услуги в Республике Беларусь не конкурентоспособны с их зарубежными аналогами в силу наличия высоких издержек в себестоимости продукции. С каждого выезжающего за рубеж туриста в аэропорту взимается сбор, туристические компании, реализующие авиабилеты потребителю приравниваются к предприятиям, осуществляющим деятельность в области авиации и платят 10% сбор в Фонд развития авиации. Кроме того, взимается НДС с выручки туристических организаций при продаже авиабилетов, что является нонсенсом, ибо речь идет об оказании экспортной услуги, которая должна быть освобождена от данного вида налогообложения.

В конечном итоге отечественные граждане предпочитают воспользоваться услугами иностранных авиаперевозчиков и улетают из аэропортов Москвы, Киева, Вильнюса, Варшавы. По самым приблизительным прикидкам только 15-20% потребителей реально пользуются услугами отечественного авиаперевозчика.

На этом фоне любые, даже самые незначительные сборы с выездного туриста вызовут у него отторжение отечественного сервиса в пользу иностранного. Страна тем самым недополучит в бюджет соответсвующие финансовые поступления и потеряет значительное количество рабочих мест в сфере оказания услуг.

Именно в этом контексте Главой государства выражена обеспокоенность и определены задачи перед государственными структурами в вопросе снятия препон и упрощения условий и требований к организации предпринимательской деятельности.

С уважением, от имени РСТО

Директор                                       В.В. Цехмейстер

P.S.// В ходе дальнейшего широкого обсуждения идеи Минспорта в диспутах менеджеров туризма РСТО также отмечалось, что Минспорт созданием Фонда преследует цель за счет субъектов хозяйствования турбизнеса решить вопросы создания инфраструктуры для развития въездного туризма. Следует сказать, что это обязанность, в первую очередь, государства — создать такую возможность для процветания бизнеса и государство должно этим целенаправленно заниматься.   В ином случае – это взимание косвенного не налогового сбора, но турбизнесу от этого не легче.

После отмены процедуры деления субъектов хозяйствования на отдельные сегменты, позиционирующие себя в отдельных направлениях деятельности отечественного туризма (въездной, выездной, внутренний ), а затем и отмены процесса лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, на сегодня не представляется возможным вычленить чистых туроператоров, позиционирующих себя лишь в одном узком и конкретном направлении туристической деятельности.

Острая конкуренция и необходимость выживания в создавшихся экономических условиях вынуждает туристические организации деверсифицировать свою деятельность в различные направления и тогда по логике Фонд должны финансировать все участники туристической деятельности.

Возникает еще и проблема «общего охвата» турфирм, ввиду того, что по общим представлениям практиков турбизнеса, лишь 20% туроператоров реально и прозрачно платят все налоги и тем самым именно на них и ляжет ответственность дополнительных издержек.

Исходя из изложенного, идея создания Фонда для обозначенных целей за счет только выездного туризма выглядит в настоящее время нереальной.

Само же финансирование развития внутреннего и въездного туризма, которые часто сравнивают с «курицей, несущей золотые яйца», должно иметь в законодательстве отдельную строку бюджетного финансирования по примеру того, как финансируется образование, здравоохранение, спорт.

В этом      же     контексте,    основой   для   создания   конкурентоспособного   национального туристического продукта должны стать сокращение издержек в себестоимости продукции и внедрение передовых технологий, а не привлечение и расходование средств Фонда.

Относительно идеи использования средств Фонда в чрезвычайных ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, находящихся за рубежом и совершающих туристические путешествия на основании договора оказания туристических услуг, для принятия мер по организации возвращения таких туристов, их имущества, следует отметить, что подобная идея выдвигалась представителями турбизнеса еще лет десять назад, но тогда она не нашла понимания в реалиях существовавших условий.

В настоящее время рынок Беларуси в турбизнесе «де-факто» является турагентским, а потому весьма проблематичным будет резервирование силами отечественных турорганизаций кризисных ситуаций при «провале» в деятельности  крупных зарубежных операторов.

Касательно же банкротства или мошеничества, то такие явления не присущи в целом отечественному туризму ввиду совершенно иной организации и построения турбизнеса, чем у наших соседей из других стран. Относительно же отдельных негативных моментов, что время от времени все же случаются, то для этого существуют контролирующие и надзирающие органы, прерогативой которых и является недопущение подобных явлений в любом виде предпринимательской деятельности.

Можно рассмотреть этот аспект и через призму страхования подобных рисков в организации туристической деятельности, но готова ли к этому система страхования?!.

Подводя итоги обсуждения, на взгляд большинства менеджеров турбизнеса РСТО, фонд заслуживает внимания только с одной позиции: оказывать помощь туристам, если туркомпания имеет затруднения в возвращении туристов домой и никакой другой цели  пока фонд не должен преследовать.

При проработке идеи Фонда надо также исключать вопрос о том, что распорядителем Фонда будет министерство спорта и туризма. –. Почему? Пример пенсионного фонда, да и других фондов, когда с точки зрения определенной целесообразности по решению власти средства могут быть направлены на иные цели, пусть и благовидные имели место быть.

Далее, если предлагать идею в целом, то инициатор должен для обсуждения предложить не только саму идею создания фонда, но и проекты документов, регламентирующих его деятельность, чтобы обсуждать идею и методику реализации такой идеи. В ином случае сразу к инициативе априори возникает отторжение.

Что должно быть в проектах, Положении? -Очевидно детально расписан предмет Положения, конкретизация цели Фонда;

-алгоритм создания фонда и участие в нем;

-размер отчислений и от каких, составляющих туруслугу видов, или всё агулом; здесь же, вопросы налогообложения – отнесение на затраты отчислений в фонд – а это уже как минимум постановления Правительства;

-фонд с какими правами: отдельное юрлицо или только как в Законе о бухучете …?;

-конкретный распорядитель Фонда, его детальные права и обязанности;

-должен быть изложен алгоритм использования средств Фонда только на погашение чрезвычайных ситуаций с туристами!!!!!!!!!!!!!!!;

-детальная ответственность конкретных лиц, принимающих решение;

-запрет на использование средств фонда государственными органами власти на иные цели, кроме как озвученные;

В общем пока вопросов остается больше, чем ответов, а потому РСТО полагает целесообразным привлечь внимание широкого круга практиков турбизнеса к обмену мнениями и выработке общей консолидированной позиции, чтобы найти компромисс в оптимизации возможного решения, при котором, как говорится «и волки были бы сыты и овцы целы» ?!