Ирина Бовенко, «Бел-Ориентир»: «Большинство итальянских маршрутов мы открывали первыми!»

Ирина Бовенко, «Бел-Ориентир»: «Большинство итальянских маршрутов мы открывали первыми!»

10 октября 2019 года 30 лет исполняется флагману итальянского направления на белорусском рынке.

Эта компания стояла у истоков отечественного туристического рынка, закладывала фундаментальные основы функционирования белорусской туристической отрасли.Юбилей отмечает знаковый белорусский туроператор – компания «Бел-Ориентир».

О начале большого пути, о том, как менялся туризм в стране в 90-х и 2000-х, о чудесной Италии и о смысле жизни мы беседуем с руководителем компании «Бел-Ориентир» Ириной Бовенко.

– Ирина Петровна, как все начиналось?

– Мы с мужем были успешными инженерами, но началась перестройка, поменялись реалии, финансы, экономика. Поменялась сама жизнь. А мы всегда были любителями путешествий на автомобиле. И в том числе по этой причине решили, что именно туризм нам очень интересен – как вариант бизнеса. Муж вошел в этот бизнес немного раньше. Постепенно я тоже начала заниматься туризмом, но именно муж заложил основы нашей компании. Прошло уже 10 лет, как Юрия Николаевича нет с нами.

– Большинство белорусских турфирм начинали с шопинга. А вы с чего?

– С самого начала – с 1989 года – мы занимались именно туризмом. У нас был отдел приема, отдел туров выходного дня, мы плотно сотрудничали с профсоюзами. География путешествий была впечатляющей – Казахстан, Владивосток, северная часть СССР. Летом возили людей на отдых – Сочи, Юрмала. Мы очень серьезно работали с Прибалтикой, особенно – с Латвией. Я ведь выросла в Юрмале, очень люблю Латвию, поэтому, конечно, занимались и этим направлением. Постепенно начали возить людей в Европу. Я с любовью вспоминаю зарубежных партнеров, которых уже нет, и которые есть. К примеру, в Польше нам очень помогала пани Бокунович. В том числе, благодаря ей, совместно с «Дортуром», мы пустили первый поезд с туристами.

– Начинали с размахом – с поездов!   

– Так ведь, автобусов в стране не было! Поэтому доезжали до Варшавы либо до белорусско-польской границы и далее использовали по маршруту польские автобусы. Кстати, именно поляки подсказывали нам интересные маршруты. Они к тому времени уже объехали всю Европу, а мы только пробовали осваивать европейские программы. Начинали с Польши, прихватывали чуть-чуть Германии. Потом поехали дальше и дальше. Все это было еще до распада союза, до 1991 года. В то время было даже несколько проще в плане организации туров по странам Восточной Европы. Был Варшавский договор, и между нашими странами не было визового режима. Мы спокойно могли ехать, скажем, в Восточную Германию. В Западную, конечно, открывали визу. В Италию – тоже. Как открывали – это отдельная тема. Международные паспорта были не у всех. Поэтому делалась общая групповая виза – список фамилий и штамп. С боем брали посольства, которые располагались в Москве. При этом нужно было обойти московские, казахские и другие компании. Эпопея была еще та!

– А что изменил 1991-ый год?

– 1990-ый и 1991-ый года были самыми тяжелыми в финансовом отношении для наших граждан. У людей просто не было денег. Зарплаты копеечные. Получали по 20-30 долларов. За такие деньги далеко, конечно, не уедешь. В те годы к нам активно приезжали поляки – у нас под окном стояло по 20 автобусов с польскими туристами. Дела у поляков шли неплохо – они раньше начали выходить из этого безденежья. Потом наши граждане поехали на шопинг в Польшу. Мы все равно пытались создать какой-то культурный подтекст этим поездкам, дать людям информацию, экскурсию провести. Ведь многие, кто отправлялся в подобные поездки – они просто вынуждены были так зарабатывать на жизнь: исторический период был очень сложный, развал страны, работы нет, многие интеллигенты, инженеры остались за бортом. Поэтому я предпочитаю не называть те поездки шоп-турами. Была группа очень интеллигентных людей, которые начали ездить с нашей компанией сначала до Софии (поездом), потом в Стамбул на турецких автобусах.

– Это было похоже на экскурсионные туры? 

– Думаю, да. Потому что в пределах этой поездки мы обязательно проводили экскурсии. Допустим, был такой формат путешествия – неделя на покупки, неделя отдыха в Греции на море. Мы первыми таким путем отправили людей в Грецию на отдых. Сначала поездом до Софии, а дальше на автобусах. Кстати, как ни странно, элемент той поездки сейчас внедрен нами в тур с отдыхом в Греции. Вот такая преемственность! Спустя 28 лет мы взяли тот, прежний, опыт и применили его.

– Вы сразу вошли в нишу своих флагманских туров – автобусных путешествий по Европе и Италии?

– Нет. Начинали мы с самолетов. Автобусов физически не было. В лучшем случае могли арендовать мягкий «Икарус». Ехать на нем в Европу – фактически издевательство над людьми. Поэтому мы предпочитали брать у поляков автобус марки «Ельчи» – тоже не Бог весть знает что, но это все-таки были автобусы международного класса.

– Куда возили туристов на самолетах?    

– Начинали летать в Болгарию и Италию. Наш первый итальянский рейс был в Римини. Грузили чартер вместе со «Спутником», «Белавиа» – заказчик. Но тогда была и острая проблема с самолетами! Нас же не пускали в Европу на наших бортах. У «Белавиа» был Ту-154 М, только на нем можно было летать. Это были уже сугубо туристические поездки – отдых на море, первые чартеры.

– Фактически именно «Бел-Ориентир» является открывателем итальянского направления на белорусском рынке?

– Однозначно! Я даже не буду скромничать. Большинство итальянских маршрутов мы открывали первыми, а потом коллеги уже шли за нами. Мы освоили Италию как базовое направление, и дальше аналогичные технологии применили на таких направлениях, как Испания, Греция, Франция.

Первый автобусный тур в Италию был нами организован в 1991 году. После распада союза наши туристы были первой русскоговорящей группой в Венеции, где в то время не было ни одного русскоговорящего гида! Можете себе сегодня такое представить?! С годами мы расширяли и расширяли географию поездок в Италию. И думаю, что в познании направления нас сегодня трудно превзойти!

Накоплен огромный опыт. И огромное количество партнеров. При этом мы продолжаем работать с нашим самым первым партнером – компанией Larus Viaggi. Эта фирма находится в небольшом провинциальном городке, но весь итальянский турбизнес относится к ней с огромным уважением. «Бел-Ориентир» фактически открыл для этой компании постсоветский рынок. Мы работали с новыми партнерами, кто-то уходил, кто-то приходил, но с Larus Viaggi работаем и поныне. Долгие годы мы были компанией номер один в итальянском посольстве. Я, кстати, помню становление итальянского посольства в Минске, когда для этого дипломатического ведомства были сняты номера в гостинице «Беларусь».

– Ирина Петровна, почему именно Италия?   

– Мне нравилось это направление! А я всегда делала то, что интересно мне самой. То, что я считаю интересным для себя, я стараюсь показать людям. Первым итальянским регионом был Римини, именно туда пошли первые рейсы – из Москвы и из Минска.

– Римини – потому что Венеция рядом? 

– Нет. Потому что это самое большое побережье с самым большим количеством демократичных по цене гостиниц. Аналогов в Италии нет. Только в самом Римини – 2000 гостиниц, рядом с Римини находятся другие курорты – Риччоне, Чезенатико – большой выбор доступного размещения. Для нас в то время это было принципиально.

– А сейчас?

– А сейчас разные запросы и разные интересы у людей. Есть те, кто хочет посмотреть что-то такое, что никто не видал. И мы даем людям такую возможность. В 1997 году мы, благодаря Larus Viaggi, начали заниматься автобусными турами, компания купила автобусы, и мы начали делать совместные программы. Это были комбинированные маршруты, заезжали, естественно, в другие страны, но главная цель – развивать итальянское направление. Когда появились автобусы, возможностей стало гораздо больше – Венецианская Ривьера, Лигурия, которую мы тоже первыми открыли, Тоскана, которая считается достаточно сложным регионом.

– Почему?  

– Из-за имиджа дорогого региона. В принципе, она, конечно, не дешевая. Но изысканная. И там нет такого большого количества отелей. В общем, все сложно.

– Тоскана не переоцененная? 

– Нет! Это один из самых красивых регионов Италии. Много прекрасных мест в Италии, каждое замечательно по-своему. Но все итальянские художники всегда писали Тоскану. Это необыкновенное сочетание гор и моря, холмов и леса – Тоскана завораживает. Собственно говоря, сегодня мы продаем всю Италию.

– Насколько я помню, вы считаете Апулию достаточно сложным регионом…     

– Интерес к Апулии возникает только тогда, когда говорят о Бари или сказочном местечке Альберобелло. У нас есть программы с посещением этих городов. Но как пляжный отдых, я считаю, Апулия белорусским туристам не очень подходит. Нет нужной инфраструктуры, слишком большая удаленность от исторических ценностей. Точно такова же ситуация с Калабрией. Это интересное место со своими плюсами. Только в Калабрии есть «резорты» в турецком варианте – большие отельные комплексы, работающие на «все включено». Но, согласитесь, мы же не этого ждем от Италии! Тема «все включено» прекрасно раскручена в Турции. А Италия – это памятники, история, природа, кухня. И, опять же – удаленность от исторических центров играет не на руку Калабрии. До Неаполя – несколько сотен километров, до Рима – 500 км. Это южная часть Италии, она не так интересна нашим туристам.

– А острова?   

– Сицилия в Беларуси идет потихоньку. Красивые городки, но очень сложный рельеф побережья. Если говорить о Сардинии, то минусом является изолированность курортов. Для чего мы едем в Италию? Чтобы почувствовать дух этой страны. Конечно, Сардиния восхитительна – эвкалиптовые леса, белый песок на пляжах, замечательная природа, но опять-таки – не за этим массовый турист едет в Италию. Это все – на любителя, на ценителя.

– А какая Италия годится для нашего массового туриста?      

– На мой взгляд, все, что до Неаполя. Развиваться нашему рынку есть куда. Тот же регион Марке совершенно не освоен белорусскими туристами, а ведь там прекрасные курорты. Есть куда двигаться и в Лигурии, и в Тоскане.

– Какой итальянский регион вы сами больше всего любите? 

– Я лично очень люблю остров Искья. Это необыкновенное место. Езжу туда регулярно. Все, кто приезжает на Искью, говорят: мы попали в рай! Остров небольшой, но практически повсюду находятся термальные источники. В каждом доме – по источнику. Большое количество термальных парков. Практически во всех гостинцах есть собственные лечебные источники.

У нас почти 15 лет активно шла программа с отдыхом в Сорренто. Тех, кто хотел отдохнуть не в Сорренто, а на Искье, мы оставляли в Неаполе, и оттуда организовывали трансфер до Искьи – на катамаране или пароме.

– Ирина Петровна, обычно российский турбизнес приходит в Беларусь, получая часть нашего рынка. А «Бел-Ориентир» пришел в Россию и захватил часть местного автобусного рынка…

– Я бы даже так сказала: на российский рынок с автобусными турами мы тоже вышли первыми! Представительство Larus Viaggi мы открыли еще тогда, когда был Советский Союз. Лет 25 мы уже присутствуем на российском рынке.

– Какая часть туристов в ваших автобусах – россияне?      

– Были периоды, когда в наших турах были только вкрапления россиян. Потом российские туристы составляли половину группу. Теперь в некоторых турах у нас два белоруса, остальные – россияне. И это не только москвичи или питерцы, едут представители Дальнего Востока, казахи.  Это касается всех европейских цепочек. Но есть программы, в основном, оригинальные, нестандартные, где россиян совсем немного, подавляющее большинство – белорусы.

– На ваш взгляд, что сейчас происходит с рынком автобусных туров?    

– Несколько проседает. Каждый, кто часто летает, видит полную загрузку наших самолетов. Считаю, что «Белавиа» делает гигантские шаги в плане развития и логистики. Хороший парк, много маршрутов, отличные возможности для стыковок. Я вижу, как украинцы, россияне, грузины активно летают с помощью нашей авиакомпании.

– Но развитие полетной карты нашего перевозчика, других авиакомпаний поджимает автобусный сектор?

– Да, поджимает.

– Сегодня уже не золотые годы для автобусного туризма?     

– Далеко не золотые! Если человек активно работает, он хочет пассивного отдыха. Он желает сесть в самолет, оказаться на курорте, и дальше – только море, солнце и ничего не надо. А познавательный туризм, которым мы всю жизнь занимаемся, на этом фоне уходит в тень.  Поэтому мы ищем новые варианты подобных путешествий. Занимаемся событийным туризмом, делаем необычные, оригинальные программы, которые не всегда возможно сделать с доставкой на самолете. Хотя сегодня мы очень широко используем прямые рейсы «Белавиа» – до Милана и Рима.

При этом я хочу подчеркнуть, что автобусный туризм имеет своих поклонников, и таким людям мы можем предложить оригинальный продукт. Когда нашей компании исполнилось 25 лет, мы решили, что уже созрели для качественного рывка. И создали свой клуб любителей путешествий. Есть клубная карточка с определенными льготами для постоянных туристов. Программы прописаны на год.

Смысл нашего клуба в том, чтобы показать нетрадиционные маршруты – для знатоков. Например, маршрут, посвященный молодому вину Божоле. Или остров Искья. Маршрут «Три в одном – Италия, море, опера». Еще одна потрясающая программа – «Три незабываемых вечера в Вене». Маршрут по Тоскане – «Ешь, молись, люби!» В программе «Три незабываемых вечера на Адриатике» показываем сказочный городок Комаккьо, где проходит праздник угря. Большой популярностью пользуется программа «Рождество в Эльзасе». Есть и такая программа — «Три незабываемых вечера в предпраздничной Москве».

– Ирина Петровна, компании уже 30 лет, рынок стал другой. Как в этих условиях развивать бизнес?

– Мы все время пытаемся почувствовать эти изменения, которые происходят на рынке. Многое делаем с учетом развития «Белавиа» – сегодня возможности «Белавиа» позволяют путешествовать по всей Европе. Пытаемся нащупать свое.

Мы исходим из того, что желание людей путешествовать, открывать мир – в том числе, и с помощью автобусных путешествий – никуда и никогда не исчезнет. Появляются новые поколения, которые тоже хотят посмотреть Париж, Венецию, Верону, Вену. Это стремление никогда не уйдет. А если бы оно ушло – это было бы печально для всего человечества.

Мы никогда не оставляли  в стороне познавательную составляющую туров. Но пытаемся ее видоизменять. Допустим, в наших клубных программах мы идем не стандартным путем, а привязываемся к событиям, к изучению отдельных территорий. Всегда пытаемся понять, чего хочет турист. Я смотрю, как прекрасно путешествуют европейцы на автобусах. Да, это в основном, люди солидного возраста, но их много, и этот сегмент туров активно развивается.

– Сегодня, через 30 лет после начала развития свободного рынка в белорусском туризме, вы как представитель бизнеса чувствуете себя уверенно?

– Трудно себя чувствовать уверенно, когда есть опасность принятия законов, которые грозят развалить отрасль. В свое время, увы, развалили транспортную составляющую. Непродуманными решениями можно погубить и туризм. Беларусь географически  находится в таком месте, что развивать транспортную составляющую надо было обязательно. Но бизнес был, как помним, поставлен в такие условия, что иметь собственные автобусы стало невыгодно. Я сейчас говорю не о каких-то личных мотивах или интересах, я сейчас хочу донести боль за Беларусь. Никак не хотят понять, что банкротства в России в огромной степени были спровоцированы законом, который разорил крупнейшие предприятия. Фингарантии ударили по российскому турбизнесу, и подобная угроза нависла и над нами. Белорусский турбизнес работает на малой маржинальности – 3-5%. С этого надо заплатить налоги, зарплату и так далее – расходы огромные. Дополнительные расходы могут привести к разорению компаний. Но будем надеяться, что здравый смысл все-таки восторжествует.

– Что сегодня внушает оптимизм?  

– Те хвалебные отзывы, которые получает «Бел-Ориентир» от клиентов. Пусть мы имеем не большой доход, но сотрудники компании понимают, что мы делаем благое дело. Туристы возвращаются довольные, благодарят, радуются тому, что они увидели, как отдохнули.

Знаете, для счастья человеку нужно быть востребованным. Смысл жизни не в том, чтобы развиваться только для себя, заниматься накоплением только в свою пользу, а в том, чтобы приносить пользу другим. Удовлетворенность своим делом – вот настоящее счастье! Это важно для каждого человека. Для нас важно, что мы дарим людям радость от путешествий.

Все туристы отмечают, что сотрудники «Бел-Ориентира» очень доброжелательны. Я и подбираю таких людей. Обидно, когда считают, что в туризме работают стяжатели, которые только берут деньги и ничего не делают. Сотрудники «Бел-Ориентира» работают на совесть и счастливы, когда видят довольных, счастливых клиентов, вернувшихся из наших туров.

– Спасибо за беседу! Успехов!

Республиканский Союз туристических организаций поздравляет компанию «Бел-Ориентир» с юбилеем, желает благополучия, здоровья, счастья и еще долгих лет работы на благо белорусского туризма!

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments