Новый налог на работу в туротрасли?! Почему сейчас нельзя принимать Закон «О туризме»?

Новый налог на работу в туротрасли?! Почему сейчас нельзя принимать Закон «О туризме»?

В Палату представителей Национального собрания внесен законопроект «О туризме», разработанный регулятором отрасли – Министерством спорта и туризма.

Если Закон будет принят, последствия для туротрасли могут быть фатальными и необратимыми.

Мы уже неоднократно сообщали о том, в каких условиях документ рождался на свет и как он согласовывался.

РСТО последовательно выступал против внесения изменений со стороны Министерства спорта и туризма в существующие правила игры, поскольку изменения эти могут в буквальном смысле утопить отечественных операторов и агентов, повлечь разрушение всей отрасли и национального турбизнеса. Туроператорам и потребителям очень важно быть защищенными в случае непредвиденных обстоятельствах, но не теми способами, которые предлагает регулятор туристической отрасли.

Последний раз проект Закона «О туризме» обсуждался на общественно-консультативном совете 9 августа 2019 года, еще до пандемических событий и их последствий. И все! На этом обсуждения закончились. Однако уже тогда все альтернативные предложения от турбизнеса так и остались за кадром. Потом были какие-то попытки регулятора собрать отдельные рабочие группы по требованию профессионалов отрасли, но только для того, чтобы сказать, что все останется без изменений. Закон ради закона? Кажется, государство должно быть заинтересованно в том, чтобы налоги  оставались здесь и тысячи рабочих мест создавались в стране, а не как в случае с «Натали Турс»  — все деньги ушли за границу…

Речь, в первую очередь, идет о таких нововведениях, которые предусматривает новый Закон, как финансовые гарантии для туроператоров. Напомним, что в нынешней редакции предлагается ввести фингарантии в виде страховых, банковских гарантий либо «фонда туроператоров». Данный инструмент, в нынешней редакции нашего законопроекта, «списанный» с российского законодательства, никогда не работал эффективно: не защищал ни потребителей, ни субъектов туристической деятельности. Более того, в России уже обсуждают, как от него отказаться или изменить. К тому же, «копировальщики законопроекта» не учли самого главного – емкости белорусского туристического рынка.

Фингарантии не защитили ни российских, ни наших потребителей в истории краха компании «Натали Турс», не помогли потребителям в историях других банкротств российских операторов, которые болезненно ударили по нашему рынку. Тем не менее, разработчики законопроекта упорно продавливают именно этот, неработающий! – механизм в документ, который будет регулировать деятельность отрасли на продолжении весьма продолжительного времени – нескольких лет, а может быть, и десятилетия!

Интересен в этой ситуации факт, который абсолютно не взволновал разработчиков документа, вероятно, весьма далеких от реального анализа ситуации и расстановки сил в отечественном турбизнесе. А именно – белорусские туроператоры никогда не банкротятся, во всяком случае, до пандемии таких случаев не было. Почему? Потому что система противовесов, скажем прямо – определенного контроля и регулирования, в том числе, со стороны авиаперевозчика, не позволят ничьим операторским амбициям «раздуться» до такой степени, чтобы лопнуть – как это происходит на других рынках – в той же России. Наш рынок маленький, достаточно уютный и самоконтролируемый – для того, чтобы кто-то рискнул здесь своей репутацией и всем остальным. Все банкротства, которые зацепили белорусских агентов и потребителей, были связаны с присутствием иностранного капитала. В то же время рынок частенько сотрясался от «банкротств» местных агентов, которые, то в погоне за скидками, то вследствие обыкновенного мошенничества, «удивляли» прессу и потребителей громкими скандалами. Почему-то в новом законопроекте нет никаких механизмов, противодействующих этой проблеме рынка. Зато добить едва дышащий в существующих условиях отечественный туроперейтинг не забыли!

Любопытно также, что именно в этот жесткий, если не сказать – жестокий – пандемийный период, душащий весь мировой турбизнес, наше государство предлагает существенно условия хозяйствования в туризме.  Мы собираемся сменить старый, действительно, во многих пунктах устаревший закон – на новый, грозящий вдребезги разнести остатки отечественной отрасли в период турбулентности?! По мнению разработчиков, сейчас самый подходящий момент для таких опасных маневров?

Пандемия коронавируса мощно ударила по туристической отрасли. К ноябрю 2020 года стало ясно, что организованный въездной туризм потерял в Беларуси практически 100% (!) потока, от выездного осталось не более 20% объема. Продолжать сохранять бизнес и кадры в таких условиях крайне сложно. Многие фирмы и не смогли – закрылись, ужались, отправили в бессрочные отпуска сотрудников и так далее. Указами № 143 и 178 успели воспользоваться далеко не все субъекты туристической деятельности, поскольку порядок применения предусмотренных мер поддержки был обсужден с туротраслью только 19 июня, а сами Указы действовали короткий период — до 31 июля 2020 г.  В итоге, оказалось, что отдельных мер для туризма так и не приняли. Так белорусский туризм остался  без поддержки государства.

Указ об отсрочке исполнения обязательств по договорам также не был принят. А в большинстве стран, куда «ушли» наши деньги, приняты ряд законодательных мер поддержки туризма, в том числе, отсрочка исполнения обязательств до 31 декабря 2021 года, а в некоторых – даже до 31 декабря 2022 года. Поэтому над нашими туроператорами по-прежнему висят долговые обязательства перед клиентами. И в этих условиях – бах! – ищите деньги еще и на фингарантии и взносы в некий фонд. Очень вовремя!

В законопроекте содержатся и совсем уж странные «нововведения», которые противоречат не только мировой практике, но и здравому смыслу. К примеру, субсидарная ответственность членов фонда – как одного из вариантов финансовых гарантий туроператоров. Регулятор предлагает ввести коллективную ответственность участников фонда за деятельность каждого из них! Такая ответственность возможна только лишь в том случае, если различные субъекты, входящие в фонд, осуществляют совместную хозяйственную деятельность. Но о ней в случае данных фондов и речи быть не может! Что же предлагает разработчик документа? Поставить с ног на голову хозяйственное право и все законодательство?!

Ну, и чтобы собрать фонд, который в последующем защитил бы потребителя  от угроз банкротства туроператоров, по данным экономистов РСТО, понадобится около 150 лет! Зачем придумывать механизмы, которые изначально невозможно воплотить в жизнь? В то же время любые дополнительные финансовые обязательства, ложась на туроператоров, неизбежно отражаются на стоимости путевки. В нынешних условиях – это прямой шаг к уничтожению рынка туруслуг в стране.

Туристическое сообщество Беларуси предложило различные формы защиты потребителей и турфирм, которые уже существуют в европейских странах, по конъюнктуре схожих с Беларусью: Польше, Великобритании и других  — к примеру, страхование каждого туристического пакета. Разделение ответственности туроператоров и турагентов можно было бы обеспечить принятием подзаконного акта, а новый Закон отложить до стабилизации обстановки.

В нынешних условиях принятие каких-либо законов, существенно ухудшающих деятельность отечественного турбизнеса, просто недопустимо. Наоборот, нужно сконцентрировать усилия государства и турбизнеса на поддержке туротрасли.

Говоря простым языком – не время сейчас облагать дополнительным финансовым бременем белорусский туристический рынок. Кроме денег, которые нужно вернуть потребителю, туроператорам надо будет найти еще деньги на фингарантии. Это смогут сделать только «избранные» — скажем прямо, несколько фирм с иностранным капиталом и поддержкой. А это неизбежно приведет к монополии, что противоречит всей логике, по которой в последние десятилетия развивался белорусский турбизнес.

Отечественным туроператорам, рискнувшим взять этот новый «барьер» на пути к профессиональной деятельности (состоятельность в которой многие доказывали десятилетиями!) в виде фингарантий, понадобится искать механизм для изыскания дополнительных средств. Какой? Поднять цены! Турпакеты в Беларуси подорожают.

Потребитель снова вернется к распространенной на заре турбизнеса всеобщей практике – вылетам из Москвы или Киева, а государство потеряет миллионы налогов. Очевидный выход для операторов – они  снизят комиссию для агентств, что приведет еще и к непрогнозируемым и, скорее, фатальным  пертурбациям и на агентском рынке.

Что будет дальше с нашим рынком? Сделан ли хоть какой-то анализ последствий? Сомнительно. Во всяком случае, никаких данных на этот счет не обнародовано.

Сколько туроператоров останется на рынке после введения нового механизма? Сколько из них будут отечественными (что очень важно)? Что получит агентский рынок после разделения ответственности между туроператорами и турагентами?

Не окажется ли это «выстрелом в ногу» самих турагентов, когда оставшиеся на рынке туроператоры начнут мощно развивать онлайн и собственную сеть продаж – для того, чтобы под бременем фингарантий, не платить эти немалые 10-12% комиссионных не несущим ни за что ответственности агентам?!

Вопросов много. Анализа регулятор не предоставил! В таких условиях парламентарии не должны и не могут голосовать за новый Закон. Последствия его принятия должны быть четко обозначены. Причем – в реальных цифрах!

Правда, и без цифр ясно, как Божий день, что новый закон предлагает рынку «кота в мешке». Ни у кого нет четкого экономического обоснования – во что обойдется нововведение потребителям и туроператорам? Что мешает сначала внести поправки в Закон о страховании и предоставить возможность туроператорам добровольно страховать свою гражданскую ответственность, чтобы накопить соответствующий опыт и пользоваться им в дальнейшем, если, конечно, данный институт оправдает себя?

Повторимся – пандемия по-прежнему является главным фактором, который влияет на развитие туризма, в том числе – и белорусского. Отсутствие закона о фингаратиях не мешает операторам  выплачивать средства  и нести ответственность перед клиентами. Не отсутствие фингарантий должно так волновать отраслевого регулятора, – а именно пандемия и ее последствия! Ведь когда в феврале-марте отечественные турфирмы в срочном порядке, и зачастую – за свой счет, эвакуировали  организованных туристов, «зависших» во многих странах мира, об отсутствии каких-то «фондов» или фингарантий даже не вспоминали. Просто исполняли свои обязательства перед клиентами. Исполнили их. Достойно решили все проблемы, по мере возможности, решает их турбизнес и сейчас. Ни один из белорусских операторов, как ни тяжело работать в нынешних условиях, не ушел в банкротство.

И почему-то именно сейчас, под занавес этого драматического во всех смыслах года, нужно принимать Закон, последствия которого могут быть фатальными для отрасли! На взгляд российских аналитиков, отрасль начнет восстановление через два года, по мнению белорусских экспертов, высказанному на онлайн-конференции, посвященной въездному и внутреннему туризму, белорусский рынок сможет восстановиться только к 2025 году.

В этих условиях принятие глобальных законопроектов, по уму, нужно отложить. Решать какие-то «горящие» вопросы подзаконными актами. А такие «горящие» вопросы, конечно, есть. И это отнюдь не фингарантии. Первоочередная задача – принять стратегию и срочно спасать национальный турпродукт, который в настоящее время буквально терпит бедствие, и к работе с которым активно подключились белорусские операторы. Поддержать гостиницы, музеи, национальных туроператоров, годами воспитывающих кадры для приема и обслуживания туристов в Беларуси, – вот чем нужно заниматься и какой помощи ждет от государства отрасль и страна.

Республиканский Союз туристических операторов обращает внимание общественности на то, что сейчас очень важный момент для туристической отрасли Беларуси. Ситуация и так крайне тяжелая!

Регулятор, предложивший механизмы фингарантий в законопроект, на самом деле, пытается реагировать на проблему двухлетней давности, которую рынок уже решил самостоятельно. Возможно, через пару лет отраслевое ведомство осознает, что надо было все-таки оказать поддержку турбизнесу, страдающему от последствий пандемии. Вопрос только один – кто же останется на рынке к 2022-му или 2023 году?! Ау?! Тишина!

Автор — РСТО

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments