Депутаты приняли в первом чтении законопроект «О туризме»

Депутаты приняли в первом чтении законопроект «О туризме»

Это произошло 16 апреля на заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси.

Депутаты приняли в первом чтении законопроект «О туризме».

Напоминаем, что законопроект был внесен в Палату представителей 18 мая 2020 года.

Одна из главных новаций законопроекта – введение института финансовых гарантий для туроператоров. Именно этот раздел подвергался постоянным изменениям, и в своей конечной редакции, которая была принята сегодня на первом чтении, так и не был обсужден туристической общественностью.

Отдельно стоит отметить, в каких условиях новые нормы закона могут быть введены в практику турбизнеса.

«Турбизнес испытал сокрушительный удар от пандемии, — комментирует председатель Совета РСТО Оксана Бичун. — Валовая выручка от туризма снизилась в 2020 году на 85% по сравнению с 2019 годом. Отечественный турбизнес «упал» фактически до показателей 90-х годов! Выручка от реализации туров по выездному туризму сократилась с 433 млн долларов до 61 млн. Количество туристов, посетивших Беларусь в 2020 году, по сравнению с 2019-м годом ничтожно — 405 472 человек и 34 156 человек. Туркомпании закрываются, уменьшают штаты, ликвидируют офисы, теряют кадры. В этих условиях отечественный турбизнес делает максимум для того, чтобы сохранить рынок и дать возможность белорусам отдыхать и оздоровляться. Так, во многих странах для въезда ввели ПЦР-тесты. Все организационные вопросы, помимо учреждений здравовохранения, в Беларуси взяли на себя именно туроператоры. Для этого нам понадобились ресурсы: чтобы организовать процессы по сдаче ПЦР-тестов, содержать дополнительно работников.

Кроме того, в этот непростой период проходят испытания на прочность страховые компании, которые покрывают медицинские расходы потребителей в случае наступления Ковид-19 и не вылета . В этой связи только 3-4 страховые компании сегодня подтвердили свои возможности по страхованию таких рисков. Рынок страхования оказался не готов к такому повороту событий. Расходы по страхованию рисков потребителей также лежат на плечах туроператоров и самих потребителей.

Представители отечественного турбизнеса уже неоднократно высказывались о том, что предлагаемые проектом закона «О туризме» дорогие инструменты якобы финансового обеспечения ставят в неконкурентную позицию отечественных туроператоров и ведут к удорожанию тура. Кроме того, данные инструменты носят противоречивый характер и будут заведомо нерабочими даже в обычное время. А в нынешних турбулетных условиях существования туризма подобные непродуманные сырые способы финансового обеспечения заведомо провальны, никого не спасут и никому не помогут!».

Тему Закона «О туризме» мы обсуждали уже неоднократно.

Считаем нужным повторить аргументы против введения в жизнь подобного законопроекта.

По мнению РСТО, если дело дойдет до второго чтения и подписания документа главой государства, последствия для белорусской туристической отрасли могут быть фатальными и необратимыми.

РСТО последовательно выступал против внесения в нынешних условиях изменений в существующие правила игры, поскольку изменения эти могут в буквальном смысле утопить отечественных операторов и агентов, повлечь разрушение всей отрасли и национального турбизнеса. Туроператорам и потребителям очень важно быть защищенными в случае непредвиденных обстоятельствах, но не теми способами, которые предлагает регулятор туристической отрасли.

Речь, в первую очередь, идет о таких нововведениях, которые предусматривает новый Закон, как финансовые гарантии для туроператоров.

Напомним, что в нынешней редакции предлагается ввести фингарантии в виде страховых, банковских гарантий либо «фонда туроператоров». Данный инструмент, в нынешней редакции нашего законопроекта, «списанный» с российского законодательства, никогда не работал эффективно: не защищал ни потребителей, ни субъектов туристической деятельности. Более того, в России уже обсуждают, как от него отказаться или изменить. К тому же, «копировальщики законопроекта» не учли самого главного – емкости белорусского туристического рынка.

Фингарантии не защитили ни российских, ни наших потребителей в истории краха компании «Натали Турс», не помогли потребителям в историях других банкротств российских операторов, которые болезненно ударили по нашему рынку. Тем не менее, разработчики законопроекта заложили именно этот, неработающий! – механизм в документ, который будет регулировать деятельность отрасли на продолжении весьма продолжительного времени – нескольких лет, а может быть, и десятилетия!

Интересен в этой ситуации факт, который абсолютно не взволновал разработчиков документа, вероятно, весьма далеких от реального анализа ситуации и расстановки сил в отечественном турбизнесе. А именно – белорусские туроператоры никогда не банкротятся, во всяком случае, до пандемии таких случаев не было. Почему? Потому что система противовесов, скажем прямо – определенного контроля и регулирования, в том числе, со стороны авиаперевозчика, не позволят ничьим операторским амбициям «раздуться» до такой степени, чтобы лопнуть – как это происходит на других рынках – в той же России. Наш рынок маленький, достаточно компактный и самоконтролируемый – для того, чтобы кто-то рискнул здесь своей репутацией и всем остальным. Все банкротства, которые зацепили белорусских агентов и потребителей, были связаны с присутствием иностранного капитала. В то же время рынок частенько сотрясался от «банкротств» местных агентов, которые, то в погоне за скидками, то вследствие обыкновенного мошенничества, «удивляли» прессу и потребителей громкими скандалами. Почему-то в новом законопроекте нет никаких механизмов, противодействующих этой проблеме рынка.

Любопытно также, что именно в этот жесткий, если не сказать – жестокий – пандемийный период, душащий весь мировой турбизнес, наше государство предлагает существенно изменить условия хозяйствования в туризме.  Мы собираемся сменить старый, действительно, во многих пунктах устаревший закон – на новый, грозящий вдребезги разнести остатки отечественной отрасли в период турбулентности?! По мнению разработчиков, сейчас самый подходящий момент для таких опасных маневров?

Пандемия коронавируса мощно ударила по туристической отрасли. Продолжать сохранять бизнес и кадры в таких условиях крайне сложно. Многие фирмы и не смогли – закрылись, ужались, отправили в бессрочные отпуска сотрудников и так далее. Белорусский туризм остался  без поддержки государства.

Указ об отсрочке исполнения обязательств по договорам также не был принят. А в большинстве стран, куда «ушли» наши деньги, приняты ряд законодательных мер поддержки туризма, в том числе, отсрочка исполнения обязательств до 31 декабря 2021 года, а в некоторых – даже до 31 декабря 2022 года. Поэтому над нашими туроператорами по-прежнему висят долговые обязательства перед клиентами. И в этих условиях нужно искать деньги еще и на фингарантии и взносы в некий фонд!

В законопроекте содержатся совсем уж странные «нововведения», которые противоречат не только мировой практике, но и здравому смыслу. К примеру, субсидарная ответственность членов фонда – как одного из вариантов финансовых гарантий туроператоров. Регулятор предлагает ввести коллективную ответственность участников фонда за деятельность каждого из них! Такая ответственность возможна только лишь в том случае, если различные субъекты, входящие в фонд, осуществляют совместную хозяйственную деятельность. Но о ней в случае данных фондов и речи быть не может! Что же предлагает разработчик документа? Поставить с ног на голову хозяйственное право и все законодательство?!

Ну, и чтобы собрать фонд, который в последующем защитил бы потребителя  от угроз банкротства туроператоров, по данным экономистов РСТО, понадобится около 150 лет! Зачем придумывать механизмы, которые изначально невозможно воплотить в жизнь? В то же время любые дополнительные финансовые обязательства, ложась на туроператоров, неизбежно отражаются на стоимости путевки. В нынешних условиях – это прямой шаг к уничтожению рынка туруслуг в стране.

Туристическое сообщество Беларуси предложило различные формы защиты потребителей и турфирм, которые уже существуют в европейских странах, по конъюнктуре схожих с Беларусью: Польше, Великобритании и других  — к примеру, страхование каждого туристического пакета. Разделение ответственности туроператоров и турагентов можно было бы обеспечить принятием подзаконного акта, а новый Закон отложить до стабилизации обстановки.

В нынешних условиях принятие каких-либо законов, существенно ухудшающих деятельность отечественного турбизнеса, просто недопустимо. Наоборот, нужно сконцентрировать усилия государства и турбизнеса на поддержке туротрасли.

Говоря простым языком – не время сейчас облагать дополнительным финансовым бременем белорусский туристический рынок. Кроме денег, которые нужно вернуть потребителю, туроператорам надо будет найти еще деньги на фингарантии. Это смогут сделать только «избранные» — скажем прямо, несколько фирм с иностранным капиталом и поддержкой. А это неизбежно приведет к монополии, что противоречит всей логике, по которой в последние десятилетия развивался белорусский турбизнес.

Отечественным туроператорам, рискнувшим взять этот новый «барьер» на пути к профессиональной деятельности (состоятельность в которой многие доказывали десятилетиями!) в виде фингарантий, понадобится искать механизм для изыскания дополнительных средств. Какой? Поднять цены! Турпакеты в Беларуси подорожают.

Потребитель снова вернется к распространенной на заре турбизнеса всеобщей практике – вылетам из Москвы или Киева, а государство потеряет миллионы налогов. Очевидный выход для операторов – они  снизят комиссию для агентств, что приведет еще и к непрогнозируемым и, скорее, фатальным  пертурбациям и на агентском рынке.

Что будет дальше с нашим рынком? Сделан ли хоть какой-то анализ последствий? Сомнительно. Во всяком случае, никаких данных на этот счет не обнародовано.

Сколько туроператоров останется на рынке после введения нового механизма? Сколько из них будут отечественными (что очень важно)? Что получит агентский рынок после разделения ответственности между туроператорами и турагентами?

Не окажется ли это «выстрелом в ногу» самих турагентов, когда оставшиеся на рынке туроператоры начнут мощно развивать онлайн и собственную сеть продаж – для того, чтобы под бременем фингарантий, не платить эти немалые 10-12% комиссионных не несущим ни за что ответственности агентам?!

Вопросов много. Анализа нет!

Новый закон предлагает рынку «кота в мешке». Ни у кого нет четкого экономического обоснования – во что обойдется нововведение потребителям и туроператорам? Что мешает сначала внести поправки в Закон о страховании и предоставить возможность туроператорам добровольно страховать свою гражданскую ответственность, чтобы накопить соответствующий опыт и пользоваться им в дальнейшем, если, конечно, данный институт оправдает себя?

Повторимся – пандемия по-прежнему является главным фактором, который влияет на развитие туризма, в том числе – и белорусского. Отсутствие закона о фингаратиях не мешает операторам  выплачивать средства и нести ответственность перед клиентами. Не отсутствие фингарантий должно так волновать государство, – а именно пандемия и ее последствия! Ведь когда в феврале-марте отечественные турфирмы в срочном порядке, и зачастую – за свой счет, эвакуировали  организованных туристов, «зависших» во многих странах мира, об отсутствии каких-то «фондов» или фингарантий даже не вспоминали. Просто исполняли свои обязательства перед клиентами. Исполнили их. Достойно решили все проблемы, по мере возможности, решает их турбизнес и сейчас. Ни один из белорусских операторов, как ни тяжело работать в нынешних условиях, не ушел в банкротство.

Республиканский Союз туристических операторов обращает внимание общественности на то, что сейчас очень важный момент для туристической отрасли Беларуси. Ситуация крайне тяжелая, момент исторический! Судьба отрасли решается прямо на наших глазах!

Что далее будет с законопроектом?

Далее его ждет второе чтение, которое должно состояться в течение ближайших двух месяцев. Если документ будет принят и во втором чтении, то затем его может подписать или не подписать глава государства. В случае подписания законопроекта, он вступит в силу через год.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments