Любые прогнозы – дело неблагодарное? Или благодарное, когда они все-таки сбываются?
А много ли прогнозов сбывается вообще?
Опытные, умудренные жизнью люди говорят: всегда ставьте на черное и, скорее всего, не прогадаете. Впрочем, для глобальных событий это правило, похоже, не действует.
Вот и в туризме. Возьмем прогнозы 2020 года относительно влияния эпидемии короновируса на туризм. Все эксперты сходились во мнении, что отрасль с трудом оправится от последствий пандемии к 2025-26 годам. А туризм довольно бойко начал выходить из кризиса в 2021 году, снимая ограничения и открывая границы. В 2022 году мировой туризм неожиданно показал динамичный рост. А в 2023-м отрасль, удивив саму себя, перекрыла по многим показателям итоги мирного, доковидного, 2019-го года. Что же ожидает нас в ближайший год и в ближайшую пятилетку?
Что говорят эксперты?
Аналитический прогноз Amadeus, одной из крупнейших в мире глобальных дистрибьюторских систем в туризме, изобилует футуристическими картинками и, похоже, абсолютно игнорирует параллельную мрачную реальность в виде локальных и глобальных конфликтов, которыми «угощают» нас политические аналитики и аналитические центры.
Пожалуй, самое интересное воздействие на туризм с далеко идущими последствиями (которые сейчас мы не можем даже приблизительно просчитать), будет оказывать искусственный интеллект, AI.
Вместо того, чтобы выбирать фильтры для точной настройки поиска на сайте метапоиска или в онлайн-туристическом агентстве, теперь путешественники просто могут просто предоставить краткую информацию чат-боту и получить искомый результат.
Боитесь грубой работы неживого организма и не хотите доверяться в подборе тура двум-трем буквам на клавиатуре? Зря! Впрочем, искусственный интеллект еще на стадии развития и в ближайшие годы нам обещают революционные подвижки.
Еще одна нарастающая тенденция в туризме, по мнению уважаемого Amadeus – влияние социальных сетей и инфлюэнсеров на наши путешествия. Теперь они не только источники информации и вдохновения, но и посредники при бронировании. Влиятельные блогеры из соцсетей становятся инструментами электронной коммерции. Thatch, Luxury Travel Hackers, TrovaTrip и другие платформы позволяют блогерам, использующим различные социальные сети, делиться ссылкой на бронирование непосредственно на странице своего профиля и обрабатывать платежи.
Настоящей картинкой из футуристического будущего, причем она появится, если верить Amadeus, уже в 2024 году, станут ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СКАЙВЭИ. Да, да, речь идет о летающих такси, электрических самолетах вертикального взлета и посадки, как в картине «Пятый элемент» и других винтажных блокбастерах из 90-х.
Немецкий производитель самолетов Volocopter планирует предоставить парк электрических eVTOL уже для Олимпийских игр в Париже в 2024 году, что сделает его одной из первых сетей электрических воздушных такси. В то же время Volocopter расширяет свое присутствие в Азии, планируя запустить электрические воздушные такси в Сингапуре в 2024 году, начиная с обслуживания воздушных перевозок в Марина-Бэй и Сентозе. А Toff Mobility, первая электрическая авиакомпания в Азии, работает над запуском электрических самолетов в 2024 году в Южной Корее.
Так что, будущее уже стучится в дверь, и оно связано с небом и электрическими двигателями, экологией и космополитичными инфлюэнсерами в туризме.
Странно, да? Как будто в нашей матрице начался показ двух параллельных реальностей – в одной – конфликты, экологические проблемы, а в другой – пальмовые острова, летающие такси и райские кущи для туристов!
Еще один интересный прогноз на ближайшие годы опубликовала IATA – международная Ассоциация воздушного транспорта, которой в туризме привыкли доверять, поскольку ее расчеты опираются на цифры, а не на ощущения и гуманитарные рефлексы.
Прогноз опирается на такой мрачный и реальный факт как конфликт в Украине, который изменил сотни маршрутов различных перевозчиков, летающих в регионе. Конфликт этот привел к увеличению цен на топливо, изменению курсов валют, росту инфляции во многих странах мира. Впрочем, туристы готовы платить больше и больше и все равно летать, наслаждаясь путешествиями, как одним из самых первых показателей мирной и свободной жизни.
Можно сколько угодно смеяться над Гретой Тумберг и ее борьбой с потеплением, за экологию и за все хорошее против всего плохого, но одним из основных прогнозов IATA является влияние экологических норм на авиаперевозку. Эти нормы вступят в игру уже в ближайшие годы и, как ожидается, понизят спрос на короткие авиаперелеты по Европе почти на 10%. Это значит, что приблизительно до 2030 года люди будут активно путешествовать без «всаживания и высаживания» на борт «железной птицы». Чтобы добраться от Праги до Парижа, туристы выберут электромобиль, автомобиль или даже велосипед гораздо чаще, чем сегодня. А вот после 2030 года, по мнению IATA, ситуация изменится – и мир снова активно повернется в сторону коротких перелетов – из-за технического прогресса и падения цен на экологически чистое авиационное топливо.
Интересным прогнозом от IATA мы можем «угостить» тех, кто интересуется возобновлением авиасообщения в нашем регионе.
Потенциальное восстановление трафика в Украину начнется в 2025 году – на уровне примерно 25% доконфликтного уровня. Так считают аналитики IATA. Это значит, что российско-украинский конфликт будет заморожен? Или придет к своему завершению? Не знаем! Остается только надеяться – как всем людям, желающим мира.
Впрочем, туризм – крайне чувствительная отрасль. Кто еще в 2019 году мог предсказать эпидемию короновируса? События в Украине? Разгорающиеся региональные конфликты, которые затрагивают интересы глобального мира?
Всемирный экономический форум в Давосе, который проходил недавно, как известно, включил в свою повестку обсуждение «болезни X», которая якобы может вызвать в 20 раз больше смертей, чем пандемия коронавируса. Болезнь X» – это абстрактное заболевание, которое потенциально способно вызвать эпидемию международного масштаба. Считается, что такую эпидемию, вероятнее всего, вызовет неизвестный человечеству патоген.
Глобальные экономические боссы попробуют просчитать последствия эпидемии, пока она еще не началась, чтобы не попасть в ситуацию 2020 года, когда короновирус стал для человечества откровением – вроде чумы и холеры. Впрочем, с короновирусом туризм так же резко «всплыл», как и впал в отчаяние. Вывод? Будем надеяться на лучшее.