Ефим Дурнопейко, «Роза ветров», Пинск: «Я постарался сделать все, чтобы фирма выжила!»

Ефим Дурнопейко, «Роза ветров», Пинск: «Я постарался сделать все, чтобы фирма выжила!»

Ефим Дурнопейко – настоящая легенда белорусского турбизнеса.

Пинск – где Ефим строил и развивал свою туристическую карьеру – тоже в особых рекомендациях не нуждается. Это удивительный белорусский городок с огромным потенциалом.

Об этом, а также о том, как Ефим Дурнопейко пришел в туризм, почему оплотом шоп-туризма в 90-х годах были женщины, как в Брестском аэропорту в 1996 году специально включали свет, чтобы «Роза ветров» могла отправить чартер в Болгарию, и в чем особенность работы с израильским направлением – наш материл.

В туризм я пришел абсолютно случайно. В 1981 году закончил Белорусский Политехнический институт, а в 1989 год возглавил проектное бюро в Пинске. В

90-х годах, если вспомним то время, было такое явление, как галопирующая инфляция. При такой инфляции проектная деятельность, мягко говоря, затруднена. В чем заключается проектная деятельность? Ты сначала делаешь проект, потом получаешь за него деньги. Мы делали проект какой-нибудь дороги, три месяца. А когда получали деньги за свою работу, за них можно было купить разве что буханку хлеба. Что делать – такая была ситуация в стране…

Я решил, что надо заниматься таким родом деятельности, который бы предполагал получение денег вперед, — сначала деньги – потом работа. И пришла мне в голову мысль, что лучше, чем туризм – ничего не придумаешь. Человек сначала платит, а потом получает услугу – иногда даже через полгода.

Таким образом, в рамках проектного бюро, а это была государственная организация, я создал туристический отдел. Собрал туда инициативных людей, потому что туризм требует импульсивности, неутомимости и нестандартных подходов.

Шел 1991 год. Тогда был большой спрос на выезд в Польшу. Для людей такие поездки являлись способом выживания. Зарплаты были низкие, люди что-то покупали, что-то продавали за границей, чтобы кормить свои семьи.

Мы вовремя сориентировались и перестроились. Туризм давал нам наличные деньги, проектные работы – безналичные. Действуя таким образом, нам удалось сохранить организацию.

В 1991 году наша первая туристическая лицензия была выдана именно на проектно-сметное бюро. Немного поработали, посмотрели – надо все-таки какое-то звучное название. И в 1992 году дали фирме имя – перерегистрировались как «Роза ветров». Заключили договора на аренду автобусов в одном из предприятий в Пинске и начали активно работать.

1994 г. Германия. Чемпионат Европы по мотоболу. «Роза ветров» — спонсор и официальный перевозчик

Взяли курс на более комфортные туры. Постарались найти в Польше дешевые общежития, чтобы наши клиенты отдыхали в более-менее комфортных условиях, потому что в то время, находясь в Польше в шоп-туре, люди ночевали в автобусах. Пребывание в гостинице для наших гражданин было неслыханной роскошью.

Мне вспоминается такой случай.

Я поехал вместе с группой в Польшу, чтобы провести переговоры с партнером. Вижу – на базаре стоят наши люди, торгуют, и вдруг одна женщина падает в обморок. Я подбегаю: в чем дело? Оказалось – голодный обморок. Она стояла рядом с киоском, в котором делали знаменитые польские запеканки – с сыром, грибами, мясом – уличная еда, как сейчас говорят. Я говорю: что ж вы падаете в голодный обморок, рядом – киоск, в котором можно купить еду! Она отвечает: у меня две дочери, а эта запеканка стоит столько, сколько колготки для моей дочки…

Очень бедно жил народ в то время, и для многих шоп-туры были спасением. По моим личным наблюдениям, всегда 2\3 группы в автобусе были – женщины. Они, бедные, таскали эти сумки через границу, мерзли на базарах, стояли в очередях. Натерпелись наши женщины, конечно. Я задавал вопросы. Вы замужем? Почему вы тогда тут, с этой огромной тяжелой сумкой? Они отвечали: у меня муж пьет, или – мой на диване лежит, или – моему все равно, а мне не все равно, мне детей кормить надо.

Мое мнение: этот переходный период в истории Беларуси – конец 80-х-начало 90-х – он на женщинах держался. Женщины и готовили из ничего, и зарабатывать старались. Такое время было…

Потом мы начали заниматься Болгарией. Позже купили автобус и принялись возить группы на болгарское побережье – уже на отдых.

Туристическая выставка в Минске, с болгарским партнером Георгием Николовым

Это был 1993 год. Путевка в Болгарию стоила что-то около 100 долларов. Наш первый собственный автобус – это был «Икарус», мы его приобрели в Германии, в каком-то полицейском управлении. По тем временам собственный автобус у фирмы – настоящая роскошь!

Кроме нас, в Пинске работали «Спутник», «Интурист» и Бюро путешествий и экскурсий «Беларусьтурист». Первым частным предприятием в сфере туризма в в Пинске все-таки была наша фирма. Потом, конечно, начали появляться другие компании.

Очень популярным направлением для выезда за границу в начале и середине 90-х были поездки за автомобилями – в Германию, Голландию. Большой популярностью пользовалась визовая поддержка. Все это тоже были наши направления работы.

Позже начали продавать путевки туроператоров – минских, московских, украинских. Делали своим транспортом трансферы в Киев, Львов. Из Минска объемы были небольшие, потому что из Беларуси цены всегда были выше. До Киева или Львова – 400 км, а до Минска – 320 км. Но разница в цене путевок была существенной. Плотно работали с киевским «Пегасом». Через Москву, конечно, тоже много отправляли.

1998 год. ОАЭ. Первый рейс а\к «ТехАвиаСервис» в Шарджу

Мы первыми подняли чартер из Бреста на Болгарию в 1996 году. Заказчиком рейсов была «Роза ветров», авиакомпания-перевозчик — «ТехАвиаСервис». Мы заключили договор с перевозчиком, взяли у них самолет – ТУ-134 – красивый, чистенький, весь в коврах – где-то они его раздобыли у какого-то министра обороны какой-то бывшей социалистической страны.

Летом 1996 года состоялось около 7 рейсов в Бургас из Бреста. Тогда брестский аэропорт стоял заброшенный, не было даже света. Когда наши туристы собирались к отлету – в аэропорту включали свет. Таможенников для обслуживания рейса мы привозили с Брестской границы. Все нам были благодарны – мы ж платили.

Наверное, с середины 90-х годов появилось такое направление, как экскурсии для школьников по Беларуси. Мы открыли отдел внутреннего туризма, пригласили на работу Татьяну Хвагину – думаю, все знают этого знаменитого пинского экскурсовода. Транспорт у нас был свой. «Икарус» к тому времени мы поменяли на другой автобус – «Неоплан» нежного розового цвета.

Куда возили школьников? Повсюду! Брест, Брестская крепость, туров, Беловежская пуща, Несвиж Мир, Гродно, Новогрудок – Золотое кольцо Беларуси. Это тоже был непростой заработок. Активно занимались летним отдыхом в Одесской области – недорогой отдых на море для бюджетных поездок, для людей с ограниченными финансовыми возможностями.

Много лет занимались круизным теплоходом «Белая Русь», участвовали в его спуске на воду, продавали туры, были официальным оператором.

Израильским направлением начали заниматься в 2000 году. Мы плотно сели на эту тему, и продолжаем заниматься ею до сегодняшнего дня. То есть мы начали развивать наш экскурсионный вектор с внутреннего туризма, со школьных групп. А потом плавно выплыло израильское направление, еврейская тема.

Рекламный тур в Израиль, 1999 год. Организаторы — компания «Санни Трэвел» и «Роза ветров»

И это, конечно, не случайно и не удивительно. Наш Пинск, окрестности, в целом – вся Беларусь дают много материала для приема израильских туристов. С 1993 года здесь, в Пинске, уже работал американский гражданин, раввин, который накопал немало материала, связанного с еврейскими местами. Я сразу понял, что это будет перспективным направлением.

И мы начали. Татьяна Аркадьевна потихоньку раскручивала эту тему и развивала.

Мы искали, пробовали – что может быть продаваемо, на кого делать ставку? В Израиле достаточно много всяких течений – есть ортодоксы, есть ностальгический вектор – много всего намешано. Мы посмотрели, поизучали, и решили, что выгоднее всего работать с религиозными группами. Начали серьезно заниматься этим вопросом. Сначала изучили с этой точки зрения Пинск, потом – всю Беларусь, Украину, Литву. Составляли маршруты, прорабатывали темы. Смотрели – где есть интерес для ортодоксальных групп.

Прием ортодоксальных евреев — страшно сложное направление. Очень специфическая публика. Специфически относятся к имуществу, к быту, к жизни. Но мы принимали, и продолжаем принимать. Массовый прием групп ортодоксальных евреев начали с 2000 года и продолжаем работать с этим направлением.

В 2020 году, когда был ковид, хасидов не пустили в Умань, в Украину. Они с границы все поехали к нам – 1200 человек. Я сразу обратился в исполком, и был создан штаб, потому что мы поняли: сами такую работу не потянем, нужен административный ресурс.

Людям нужна была кошерная еда, ночлег и так далее. Все гостиницы в Пинске – под завязку, в коридорах тоже ночевали. Поставили для них палатки, подвозили питьевую воду, обеспечили машину скорой помощи, пожарную. Такой был аврал. Все, что в плане размещения и обслуживания можно было забить в городе – мы забили.

Это было как стихийное бедствие. Денег не заработали, но, можно сказать, совершили акт милосердия.

Хасиды в Пинске, 2020 г. Официальный оператор по приему — «Роза ветров»

В 2022-м потом поехали еврейские беженцы из Украины. С ними мы тоже работали. Люди приезжали в том, в чем бежали. Дети больные, февраль, они легко одеты. Мы здесь просили – кто может, помогите! И люди размещали, приносили одежду, покупали лекарства. Такой пережили «полутуристический» аврал. Это тоже денег, естественно, не принесло, но все это были вложения в будущие доходы. У евреев ведь очень важна молва. Мы приняли хорошо, что-то сделали бесплатно. Все люди это очень ценят, а евреи – особенно. Я, конечно, не министр туризма, но основной принцип в нашем деле сформулировал бы так: хорошая репутация увеличивает туристический потенциал!

Вообще, туризм – очень изменчивая область, он мне в каком-то смысле напоминает женщин. В туризме все зависит от конъюнктуры и настроения. Сегодня одно популярно, завтра – другое. Даже предвидеть невозможно, чем будешь кормиться завтра. И сейчас, в наши дни, мы это тоже хорошо видим. Невозможно предсказать – с чем, с какими направлениями, завтра будем работать и как зарабатывать.

Если вспоминать о наших достижениях, то в районе и области нашу работу часто отмечали и награждали. Несколько лет подряд «Роза ветров» была лучшим предпринимателем в Брестской области в сфере туризма.

Сейчас сократились – наверное, как и все белорусские туркомпании. В лучшие годы было в штате 12 сотрудников, осталось – 4. Работаем на отправку – отправляем людей на отдых в Турцию, Египет, ОАЭ и другие направления. В свое время продали автобус. Потеряли позиции с детскими экскурсиями, сосредоточились на визах для иностранцев. По-прежнему занимаемся приемом групп иудеев.

Конечно, израильское направление сильно потеряло в объемах. Но люди все равно едут. Летят лоукостами в Вильнюс, Варшаву, здесь катаются и возвращаются – тоже бюджетными перевозчиками. Жаль, что нет самолета из Минска – рейс «Белавиа» был очень популярен. Надеемся, что отсутствие прямого рейса – временное явление, и все наладится.

Одну-две группы израильтян в месяц мы по-прежнему принимаем. Если это можно назвать группой. Иногда в группе может быть 2-3 человека. Не так, как раньше – когда принимали несколько групп в месяц по 30-40 человек. Мы их катали автобусами, размещали, кормили, обеспечивали экскурсионное обслуживание. Раньше же были доступны трансграничные маршруты – Радунь, Гродно, Воложин, Мир, Литва, Умань и так далее. Большое количество разнообразных маршрутов.

Сейчас такое невозможно. Но, скажу откровенно, невозможно и отказаться от своего дела и этим не заниматься. Откажемся сейчас – потеряем эту жилу.

Чем я горжусь и что считаю своим достижением в туризме? Я сделал все, чтобы фирма выжила! Всегда старался поддерживать дружеские отношения с коллегами. Построил для своей фирмы офис. Старался быть узнаваемым. Но не могут быть одинаковыми критерии успешности – в Минске и у нас, в Пинске. Мы – далеко, мы – на периферии.

Возрастной ценз в туризме сильно поменялся. Выросло новое поколение. В отрасль пришла молодая поросль. Они – другие. Сегодня в фирме «Роза ветров» работает мой сын. Я рано начал приобщать его к туризму, и он уже имеет обширные связи в туристических кругах страны, работает, развивает фирму технологически.

Я по-прежнему занимаюсь еврейской темой, не бросаю этот специфический продукт. Много времени посвящаю общественной работе – являюсь председателем еврейской общины города Пинска. Осознаю, что активное время моей работы в туризме, ушло. Но я много знаю, и могу многому научить. Постоянно принимаем студентов на практику. Эта та работа, которая меня не утомляет – рассказать, передать молодежи какие-то принципы – то, что я считаю лучшим в нашем белорусском туризме. Технологиям их научат, а любить туризм, может, и не научат. А я стараюсь им эту любовь передать.

 

Великобритания, 1996 г.
Рекламный тур в Крым, 90-е
Фестиваль в Карлсруэ, 1995 г. Народный танцевальный ансамбль «Вяселка». «Роза ветров» — официальный перевозчик
Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments