Рейтинг приготовила CAPA – международная компания, которая занимается анализом рынка авиаперевозок.
Как следует из доклада CAPA, в 2024 году большое количество европейских авиакомпаний продемонстрировало снижение рентабельности.
На первом лидерском месте неизменно находится турецкая бюджетная авиалиния Pegasus Airlines, которая в минувшем году достигла рентабельности на уровне 18,5%. Хоть этот результат и несколько уступает тому, который был в 2023-м, перевозчик уже третий год подряд удерживает позиции лидера в Европе.
На втором месте International Airlines Group (IAG), владелец таких марок, как British Airways, Iberia, Vueling, Aer Lingus i Level. Ее рентабельность составляет 13,8% — и это большой рывок по сравнению с прошлым годом и, что показательно, опережение Ryanaira – первый раз в истории.
Среди брендов, принадлежащих к IAG, лучше всего смотрится Вritish Airways с результатом рентабельности 14,2%, сразу за ней расположилась испанская Iberia (13,6%). Рентабельность испанского лоукоста Vueling — 12,3%, Aer Lingus — 8,6%.
На подиуме также находится греческая Aegean Airlines – с рентабельностью 12,8%. Хоть по сравнению с прошлым годом она потеряла третье место самых прибыльных в Европе, опустившись на четвертое, авиакомпания надежно остается в списке наиболее рентабельных перевозчиков.
В свою очередь, широко известный (в том числе, и среди белорусских путешественников) ирландский бюджетный перевозчик Ryanair, хоть и в топ-5 – рентабельность 11,2%, но отличился явным падением доходов – на 4,1% по сравнению с 2023 годом.
Пятое место досталось португальской авиалинии FlyTAP, которая улучшила свой результат в минувшем году до 9%. И, как пишут эксперты, это хороший сигнал на фоне продолжающихся приготовлений к приватизации перевозчика.
Turkish Airlines – также с солидным результатом – 8,5%, а авиакомпания Sun Express (совместное предприятие Turkish Airlines и Lufthansа) показала 6,9% рентабельности.
Неудачником рейтинга можно назвать Lufthansa Group. Средняя рентабельность всей группы авиаперевозчиков, входящих в корпорацию, едва достигла 4%. Сама Lufthansa закончила прошлый год с отрицательным показателем – 0,6%. Причиной падения операционной прибыли и других проблем национального немецкого перевозчика многие эксперты называют слишком высокие налоги и сборы для авиакомпаний в ФРГ.
Гораздо лучше выглядят показатели авиакомпания, входящих в Lufthansa Group — Swiss (12,4%), Brussels Airlines (3,8%), Austrian Airlines (3,1%) i Eurowings (4,5%).
На фоне Lufthansy достаточно хорошо выглядит группа Air France-KLM с результатом 5,1% — хоть это и пониже средней рентабельности ведущих авиаигроков в Европе.
Отрицательная рентабельность – кто в Европе сработал в убыток?
Icelandair i SAS закончили прошлый год с операционными потерями и отрицательной рентабельностью. Исландский перевозчик – 0,9%, скандинавский – аж -5%.
***Оценка показателя рентабельности различается в различных отраслях бизнеса. К примеру, в торговле рентабельность в 20-30% является стандартом. В авиаперевозках – другая ситуация. Эта отрасль характеризуется огромными вложениями и низкой ценовой эластичностью, поэтому рентабельность даже в несколько процентов, в целом, можно считать успехом.

