Сергей ЦУРКО: «Введя институт фингарантий, мы рискуем открыть ящик Пандоры!»

Сергей ЦУРКО: «Введя институт фингарантий, мы рискуем открыть ящик Пандоры!»

Лето было, как никогда, бурным для туротрасли. Банкротства российских операторов ударили по нашему рынку и вызвали волну споров – какие законодательные перемены нужны, чтобы защитить и потребителей и рынок в целом? Все актуальные вопросы мы обсудили с правовым экспертом Республиканского союза туристических организаций Сергеем Цурко.

– Сергей Иванович, как с правовой точки зрения можно оценить предложения, которые касаются введения в Беларуси неких финансовых гарантий для операторов?

– Вы знаете, я проанализировал все, что публиковалось по этому поводу в прессе. Ни министр спорта и туризма Сергей Ковальчук, ни замминистра Михаил Портной, ни кто-либо из парламентариев ничего не озвучивают. Предложение прозвучало от имени одного из общественных объединений – РСТИ, также подобная инициатива была озвучена на уровне заместителя директора департамента по туризму. То есть пока подобные предложения не являются официальной позицией. Я исхожу из того, что любые законодательные инициативы должны быть прозрачными, понятными и нравственными. Нельзя что-либо вводить лишь на эмоциях! А предложения введения фингарантий являлись, по сути, эмоциональным ответом на ту волну российских банкротств, которая накрыла наш рынок минувшим летом. Поэтому возникло предложение ввести финансовые гарантии для операторов – по примеру российского рынка. Но дальнейшее развитие событий показало, что российский опыт очень печален по своей сути. Институт фингарантий не смог защитить туристов, компенсации составили лишь мизерную часть стоимости туров. Не случайно в России туризм перевели из министерства культуры в министерство экономики и начали в срочном порядке прорабатывать вопрос введения страхования финансового риска туриста. К чему, собственно, призывает и РСТО – страховать каждый пакет! И сделать эту страховку обязательной!

– Кто будет платить за эту страховку – турист?

– Да, но страховой взнос будет небольшой – порядка 5-10 долларов! Существует же на сегодняшний день страхование от невыезда – правда, оно не является обязательным. РСТО уже занялся проработкой вопроса об обязательном страховании турпакета. Мы пошли к страховщикам, чтобы узнать их мнение. В том числе – и по вопросу введения страхования ответственности туроператора. Возможно, нам действительно стоит воспользоваться российским опытом? Но страховщики однозначно ответили: институт финансовых гарантий в России провалился! Он не защищает туриста! Решение в свое время принималось кулуарно, без анализа! Беларусь собирается пойти по этому пути? Чтобы повторить ошибки?

Еще один важный момент. Страховщики говорят: иностранных операторов страховать не будем, потому что никто в Беларуси не в состоянии оценить риски тех же российских операторов! Но зарубежные операторы, по сути, занимают большую часть нашего туроператорского рынка! Тогда кого они будут страховать? И как страховщики определят ту сумму, на которую надо страховать оператора?

Кроме того, нужно учитывать, что, введя институт финансовых гарантий на таком рынке, как наш, мы рискуем открыть ящик Пандоры. Что я имею в виду? Вот сейчас закончился сезон, идут окончательные расчеты с поставщиками услуг. Начинается раннее бронирование. Туркомпании заказывают места в отелях, бронируют жесткие блоки на чартерах. Все эти действия требуют предварительной оплаты. И в это время – стечение обстоятельств! – нное количество туристов оплатили туры, но туркомпания вовремя не перечислила деньги зарубежным партнерам. Туристам в отеле говорят: платите или выселяйтесь. Моментально информация попадает в интернет, и здесь, в Беларуси, – уже очередь из тех, кто осуществил оплату, но еще не уехал. Туристы говорят: мы не хотим с вами связываться – возвращайте деньги, вы же застрахованы! Страховая отвечает: но компания Х не является банкротом! Вполне возможно, просто образовался кассовый разрыв, который может быть закрыт в течение нескольких дней. Но этот кассовый разрыв (при условии наличия института фингарантий!) может повлечь за собой проблемы, которые покатятся, как ком с горы. Сама ситуация может породить массовые банкротства операторов.

– Но ведь социально ориентированное государство, как правило, настроено на защиту прав потребителей…

– А разве какими-либо законами либо указами президента туристические услуги отнесены к социальному портфелю? Туризм – это роскошь! Поехать за границу на отдых – недешевое удовольствие. И государство правильно делает, что не включает поездки за рубеж в социальный пакет. Но государство должно позаботиться о том, чтобы побудить гражданина Беларуси позаботиться о своих деньгах. Средний чек путевки – от 500 до 700 долларов – вот, что страхует турист! Ежегодно из Беларуси выезжает на отдых 800 тыс. – 1 млн. граждан. Даже если сделать страховку в размере 5 долларов, страховые получат около 5 миллионов ежегодно. Банкротства операторов – это редкость, так что, для страховых это может стать хорошим бизнесом.

– Но у страховых компаний есть вопросы к подобному роду страхования…

– На самом деле у страховых нет вопросов! Вопросы у них появятся, когда их обяжут страховать иностранных операторов, находящихся на территории Беларуси и риски которых непредсказуемы. На сегодняшний день страховые просто говорят, что законодательство не позволяет ввести в обязательном порядке такой вид страхования, как страхование риска туриста. Значит, надо инициировать вопрос о внесении изменений в законодательство о страховании, в Гражданский кодекс и в законодательство о туризме.

– Какие именно изменения в законодательство нужно вводить?

– Если мы говорим о введении обязательного страхования, то можно предположить, что в Законе о туризме должно найти отражение введение обязательного страхования финансового риска туриста. Но нужно раскрыть, что такое обязательное страхование риска туриста – причем сделать это отдельным законодательным актом, в котором подробно разъяснить, что является страховым случаем, при каких обстоятельствах и какую сумму турист может получить.

– Турагенты жалуются на то, что несут полную ответственность за тур перед туристом. Они хотели бы отвечать только в размере своей комиссии. Нужно ли вводить разделение ответственности туроператора и турагента?

– Да, подобное изменение в законодательстве назрело. Все станет ясным и понятным, если будет введено страхование риска туриста. Для законодательного разделения операторов и агентов необходимо вводить соответствующие квалификационные требования. На мой взгляд, рынку нужна обязательная жесткая сертификация. Сейчас она добровольная, а на практике необходим агентский и операторский сертификат. Основная задача оператора – создать качественный продукт. И, соответственно, оператор должен отвечать за этот продукт. Агент отвечает только за качество продажи и, соответственно, ответственность агента находится лишь в объеме той суммы, которую он получает в качестве агентской комиссии. И если речь идет не о банкротстве, то есть о полной невозможности предоставить продукт, то любые споры туриста с оператором или агентом решаются в судебном порядке. Но для того, чтобы определить, на ком же лежит ответственность в случае предъявления претензий туристом о некачественно оказанной услуге, нам и нужны четкие определения – кто такой оператор и кто такой агент. Для этого, безусловно, нужно вносить изменения в законодательство.

Кроме того, нужно менять Закон о туризме в той части, где говорится, что туркомпания отвечает перед туристом за действия всех третьих лиц – авиакомпаний и так далее. Если бы мы добавили в соответствующую статью одну фразу «если иное не предусмотрено законом», мы бы перестали отвечать за действия третьих лиц. И в Воздушный кодекс стоило бы внести изменения в части чартерных перевозок. Стоило бы оговорить право авиакомпании переносить дату, время рейса.

– Так чартеры же и предполагают возможность переноса рейса, а также – задержек? Туристы ведь не могут предъявлять претензии по поводу чартеров?

— Предъявляют! Суды завалены подобными исками. И они вынуждены, в соответствии с Конституцией и Гражданским Кодексом, рассматривать подобные иски. Здесь турбизнес надо защитить, ввести норму в Воздушный кодекс о том, что чартерные перевозки регулируются отдельными договорами между авиакомпаниями и  заказчиками чартерной перевозки.

– Сергей Иванович, может быть, отрасли следует вернуться к опыту обязательного лицензирования?

– Это уже решать законодателю! Но обязательная сертификация и лицензирование – это, по сути, одно и то же. Кроме того, нужно навести порядок в Реестре, который сегодня есть, но некоторые фирмы просто не считают нужным подавать сведения. Эта норма есть в Законе о туризме, значит, она является обязательной. Сейчас она в Законе прописана как-то куце, нужно внести уточнение.

– Обязательная сертификация может решить проблему агентов-мошенников, которые в последние годы тоже являются бичом нашего рынка?

– В полном объеме ни одна законодательная норма проблем рынка решить не может! Даже страхование риска туриста – каким бы продуманным и детальным оно ни было – не решит всех проблем! Но подобное страхование плюс обязательная сертификация могут в значительной мере снять те болезненные вопросы, которые сегодня волнуют представителей белорусской туристической отрасли.

– Возвращаясь к вопросу о нравственных проблемах в туризме. Такое ощущение, что в отрасли уже пора вводить «комиссию по этике». Все эти споры о скидках, о сложных отношениях агентов с операторами наводят на мысль, что отрасли нужно какое-то саморегулирование…

– Это очень актуальный вопрос. Потому что сегодня почему-то никто не говорит о том, что, возможно, в правительстве уже находится проект Закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь. Этот проект я сейчас держу в руках и вижу, что там есть несколько норм, в которых говорится о введении института саморегулируемых организаций (СРО).

Согласно этому проекту, чтобы осуществлять туристическую деятельность, компания должна вступить в одну из СРО: статья 120-2 – «Членство в саморегулируемых организациях является обязательным». Этой осенью правительство направит в парламент проект этого закона с изменениями в ГК. Будет несколько чтений, потом закон направят на подпись президенту. По условиям этих изменений, должен быть разработан закон о СРО по видам деятельности. В этом законе будут указаны критерии профессионального членства, финансовые требования, размер вступительного взноса, ежегодные отчисления. Если закон о СРО будет принят, все потуги инициаторов фингарантий, будут разбиты об этот законодательный акт. Это все изменит. Отрасль получит возможность для саморегулирования. Но и сегодня нам ясно, что ни министерство, ни парламент не будут лоббировать некие новые нормы без детального анализа ситуации, без изучения опыта соседних государств, без подробного обоснования необходимости введения тех или иных законодательных изменений. Ведь очень важно не разрушить наш рынок, дать возможность турфирмам работать, а туристам – получать качественные услуги!

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments