Что сказал Михаил Портной на встрече с РСТО

Что сказал Михаил Портной на встрече с РСТО

13 августа состоялась встреча членов правления Республиканского Союза туристических организаций с заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Портным. Встреча была инициирована правлением РСТО с целью еще раз обозначить и обсудить проблемные вопросы готовящегося Закона «О туризме».

РСТО на встрече представляли Оксана Бичун, «Солвекс», Александр Ванюков, «Санни Трэвел», Руслан Сегенюк, «Тайм Вояж», Олег Малащенко, «Ростинг», Игорь Цуранков, «ИНТЕРСИТИ».

Михаил Петрович начал встречу с констатации тех нововведений законопроекта, которые устраивают всех: электронная подпись, которая обеспечивает современное функционирование турбизнеса, проведение экскурсий только аттестованными гидами и экскурсоводами, введение обязательного Реестра.

Хотя Реестр – не такой уж простой вопрос на самом деле. Помнится, когда в прошлый раз вносились изменения в Закон, именно РСТО сыграл не последнюю скрипку в том, чтобы документ не был обязательным – на том этапе повальной либерализации строгий Реестр казался драконовской мерой. Теперь ситуация кардинально поменялась. В свете некоторого падения уровня профессионализма на рынке, которое произошло после отмены лицензирования, РСТО выступает и за Реестр, и за то, чтобы в нем присутствовали хотя бы минимальные квалификационные требования. Но у Михаила Петровича, как известно, – новая идея: фонды как механизм защиты прав потребителей.

«А чего вы так боитесь этих фондов? – спрашивал на вчерашней встрече Михаил Портной у присутствующих членов РСТО. – Эти фонды будут созданы на базе союзов, и государство на них лапу не наложит! Государство на эти деньги не претендует, это ваши деньги! Это будет возвратный фонд. Если честно выполняешь свою работу и решил уйти из бизнеса, деньги к предпринимателю вернутся. В Беларуси, слава Богу, не было массовых банкротств, поэтому мы понимаем, что фонд должен быть небольшим, чтобы не вымывать средства из оборотных средств. 1% отчислений в фонд – это немало. Что касается 7% – то это вообще ненормально! Возможно, эти отчисления должны составлять 0,5% от оборота или даже 0,3% – надо еще раз посчитать. И если уж мы констатируем, что наш приоритет – это въездной туризм, то мое мнение, что он должен быть освобожден от уплаты средств в фонд. Во въездном туризме рисков нет, и нам, конечно, интересно защищать своих граждан и потребителей, а не чужих. Все, что касается фондов, выплат, сбора и распределения средств в этих фондах – это будете решать только вы – правления ваших союзов. Механизм защиты потребителей в любом случае будет! Надо успокоить людей после того, что произошло на рынке».

Что касается наличия в законопроекте такого также тревожного пункта, как возможность исключения из Реестра «за три и более нарушения», Михаил Петрович, с одной стороны, раскритиковал эту статью, с другой – заявил, что все равно нечто такое в законе будет, но с иной, более конкретной, формулировкой. Решение об исключении из Реестра будет принимать некая комиссия, состоящая из профессионалов. «Если вы хотите избавиться от проходимцев, то сами должны чистить рынок» — сказал Михаил Петрович. Перспектива заниматься «чисткой рынка» профессионалов, конечно, не воодушевляет, но таков был комментарий заместителя министра. Впрочем, ясно, что для прекращения деятельности субъекта хозяйствования в любом случае должно быть решение суда – иначе на рынке может начаться административный произвол, самосуд и хаос.

Статья 18-ая (страховые и банковские гарантии – как вариант для нахождения на рынке в качестве туроператора) – также, по словам Михаила Портного, останется в Законе: «Надо дать возможность войти на рынок субъекту хозяйствования, который не хочет быть членом союза и, соответственно, отчислять деньги в фонд персональной ответственности!».

Но, насколько можно было понять Михаила Петровича, он не против включения в Закон пункта о возможности страхования каждого турпакета – как еще одного варианта присутствия компании на рынке в качестве туроператора. То, что сегодня страховые не готовы «повально» предлагать такой вид страхования, — ничего не меняет. Так же они не готовы и страховать риски туроператоров – тем не менее, такая норма уже «забита» в законопроект.

После встречи с Михаилом Портным члены РСТО неформально пообщались с юристом Департамента Александром Кречетовым, с которым обсудили вопрос отчислений в фонд.

По мнению профессионалов турбизнеса, отчисления в фонд в сумме 1% от оборота с возможностью повышения до 7-ми! – (а именно такие цифры присутствуют в нынешнем проекте, разработанном МСиТ) – это, безусловно, очень много. В прошлом году ущерб от деятельности «Натали Турс» на нашем рынке был оценен в сумму около 500-600 тыс. евро. Это заметим, самое крупное банкротство, которое претерпел наш рынок за все годы существования – и беда, как известно, случилась по вине зарубежного оператора. По статистике, за год из Беларуси выезжает 850 тысяч человек (в 2020-м, судя по тенденции, возможно, будет 1 млн. выезжающих). Средний чек путевки для одного человека – приблизительно 400 долларов. Таким образом, объем рынка (весь совокупный оборот) – около 350 млн. долларов. Если возьмем 1% от этого оборота, получим 3,5 млн. долларов ежегодных отчислений в фонд персональной ответственности. Зачем изымать из белорусского турбизнеса и замораживать такие деньги?

Если доверять словам Михаила Портного о том, что фонд должен быть накопительным и щадящим для турбизнеса, то даже 0,1% от оборота за два года даст сумму, которая понадобилась белорусам один раз в 20 лет! Безусловно, транспортная составляющая деятельности турфирм не может входить в общий рассматриваемый оборот – билеты компании берут без комиссий. Остается и ряд других вопросов к фонду и самим основам его существования.

К 1 сентября Законопроект должен отправиться в Совет министров. Времени немного, но оно есть – для того, чтобы продолжить дискуссию и найти все-таки вариант, который устроил бы и разработчиков, и профессионалов отрасли, и потребителей.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments