По инициативе РСТО состоялось заседание общественно-консультативного совета по туризму

По инициативе РСТО состоялось заседание общественно-консультативного совета по туризму

Онлайн-заседание ОКСа  было созвано в срочном порядке и прошло 17 декабря под председательством заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного.

Участвовали представители Департамента по туризму, Национального агентства по туризму, бизнес-союзов, министерств, объектов инфраструктуры, общественных объединений и туристических компаний Беларуси, в том числе члены РСТО – Оксана Бичун, Геннадий Левшин, Галина Потаева, Иван Чура, Евгений Сазыкин.

Главной темой было обсуждение вопросов в сфере туризма, вызванных второй волной коронавируса.

С докладом на заседании выступила Председатель Совета РСТО Оксана Бичун.

Приводим его полностью.

Доклад Председателя Совета РСТО Оксаны Бичун на заседани ОКСа 17 декабря 2020 года.

Ввиду длящейся пандемии с марта 2020 по настоящее время в отечественном туризме не только произошли кардинальные изменения, но и существенно ухудшились во втором полугодии условия для туристических путешествий. По-прежнему закрыты границы, практически отсутствует логистика, усиливаются карантинные меры вплоть до локдауна. Полностью нарушена логистика по организации въезда и выезда (почти полностью отсутствуют авиа, ж/д, автобусное сообщение). Подверглись разрушению производственные цепочки формирования, продвижения и реализации турпродукта. На грани краха все субъекты туристической деятельности (туроператоры, турагенты, экскурсоводы, музеи), а также перевозчики (авиа, ж/д, автобусные).

В целом, туристические компании потеряли в 2020 г. 70-80% от объема выручки 2019 года. Cредства размещения, объекты питания, так называемый сектор HORECA также сильно пострадали. Сейчас средняя загрузка отелей, баз отдыха, пансионатов в Беларуси не превышает 10%, загрузка санаторием не превышает 30%.

Еще в марте 2020 г. туристические бизнес-союзы направили предложения о поддержке отечественной туротрасли, которые обсуждались с органами государственного управления и подавали надежду на принятие конкретных мер вплоть до мая 2020 г. Но по каким-то причинам, о которых умолчали представители Министерства спорта и туризма, меры в туризме так и не приняты.

Указами № 143 и 178 успели воспользоваться далеко не все субъекты туристической деятельности, поскольку порядок применения предусмотренных мер поддержки был обсужден с туротраслью только 19 июня, а сами Указы действовали короткий период — до 31 июля 2020 г. В итоге, оказалось, что отдельных мер для туризма не приняли, а меры поддержки для туризма, за исключением некоторых, так и не были включены ни в отельный, ни в Указ 143.

Прошел уже почти год с момента наступления кризисной ситуации, а в отношении туристической отрасли меры поддержки, в том числе компенсационные, так и не приняты, сроки их принятия до сих не определены. В Республике Беларусь туризм, в котором заняты десятки тысяч человек, остался «один на один» с вызовами и проблемам.

Основной проблемой в туризме в условиях длящейся пандемии, на наш взгляд, является не признание государством существующей проблемы в туротрасли, в том числе, в том, что у субъектов отсутствует выручка, потому что деятельности как таковой нет, но при этом, существуют:

— обязательства перед потребителями, по услугам, которые не были оказаны в 2020 г., но могут быть оказаны, когда восстановится логистика и пройдут карантинные мероприятия.

— вместе с тем сохранены обязательства перед государством в виде оплаты налогов, выплаты заработной платы (привести пример из жизни своей компании по количеству уплаты налогов).

— обязательства перед другими поставщиками (оплата аренды офисов, коммунальных расходов, телефонов, содержание программного обеспечения, сайта, поддержки бухгалтерских программ).

При этом, субъекты туристической деятельности значительно оптимизировали сами свои расходы: сократили площади офисных помещений, существенно оптимизирован штат работников. Тем не менее, собрать нужное количество денежных средств даже в летний период не удалось для продолжения деятельности во втором полугодии. Операторы выездного и въездного туризма оказались из-за пандемии в затруднительном положении по исполнению своих обязательств, в том числе перед иностранными партнерами, по возврату денежных средств.

Практически во всех странах мира туризм получил поддержку от государства путем предоставления отсрочки исполнения обязательств по договорам, а также в виде субсидий на выплату средней заработной платы, отсрочки по налогам, в виде льготного кредитования, а также целевых субсидий. Уже 19 марта 2020 года Еврокомиссия приняла рекомендации членам ЕС о введении моратория на применение института финансовых гарантий в рамках регулирования организованного туризма. Директива PTR (Package Travel Regulations). На основе этих рекомендаций практически все страны ЕС приняли законодательные акты о переносе обязательств вплоть до 2022 года.

Предложения Российского Правительства по использованию фонда персональной ответственности туристическими компаниями для разрешения своих финансовых проблем не использованы. Однако, Россия приняла закон о отсрочке исполнения обязательств.

Таким образом, институты финансовых гарантий предусмотренные законодательством различных стран мира, не были использованы, поэтому от них отказались и использовали прямую финансовую поддержку туристического бизнеса: отсрочки, кэшбэки, субсидии, налоговые кредиты.

К сожалению, в летний сезон туроператорам удалось лишь частично исполнить свои обязательства перед потребителями по таким направлениям как Турция, Египет, Черногория, Албания, Тунис. Основные направления такие как Россия, Болгария, Испания, Греция, Грузия, Италия, Кипр и др. так и не открылись. К тому же, в данных странах на законодательном уровне принято решение о переносе до 31 декабря 2021 года обязательств субъектов туристической деятельности, возникших в 2020 г. Основываясь на этом решении, иностранные партнеры не отказываются исполнить свои 3 обязательства, но деньги не возвращают.

Въездной туризм в Республику Беларусь упал практически до нуля, вместе с тем, у ряда принимающих компаний также сохранились обязательства перед иностранными партнерами.

На данный момент отечественными туристическими компаниями возвращено, в том числе из собственных средств от 60% до 80% обязательств в зависимости от направлений, которые открылись. Часть обязательств была перенесена на 2021 год с согласия потребителей.

Однако, с приходом второй волны пандемии, парализующей всю туристическую деятельность, на оставшиеся выплаты 20%-40% потребителям собственных средств уж не хватает, и турбизнес находится в предбанкротном состоянии поскольку удовлетворение требований нескольких кредиторов одновременно приводит к невозможности исполнения денежных обязательств туркомпаний в полном объеме перед другими кредиторами либо способствуют прекращению деятельности должников (туркомпаний).

На конец 2020 года сумма обязательств остается достаточно высокой и создает угрозу финансовой несостоятельности туристических компаний в случае предъявления требований потребителями. Получение кредитных ресурсов в банках невозможно, поскольку турбизнес сегодня является некредитоспособным. Отсутствие поддержки туротрасли в целом, приведёт к генерации огромных убытков, которые в ближайшее время приведут к банкротству и закрытию большей части субъектов и объектов туриндустрии и безработице.

Ранее РСТО вносил неоднократно предложения регулятору отрасли, Правительству по мерам финансовой поддержке субъектов туристической деятельности, по оптимизации налоговой нагрузки, по отсрочке исполнения обязательств. Кроме того, РСТО вносил предложения по первоочередным мерам поддержки по преодолению катастрофического влияния пандемии и с целью возможности переориентироваться отечественному турбизнесу на внутренний и въездной туризм, однако ни одна мера от бизнеса не была поддержена. Реализация внесенных бизнес-союзами предложений обеспечила бы необходимые условия для восстановления туротрасли, в том числе для вовлечения отечественного турбизнеса во внутренний туризм. Но, сегодня 17 декабря 2020 года, а поддержки от государства нет. Поэтому РСТО предлагает рассмотреть в первую очередь те меры, которые помогут сохранить субъектов.

В соответствии с Законом «О финансовой несостоятельности» Ст. 17 гласит: «государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Для проведения досудебного оздоровления лица, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством такие лица могут: 4 — выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников; — изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита; — предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в порядке, установленном законодательством».

Кроме того, согласно статье 18 того же Закона «О финансовой несостоятельности», «Правительство Республики Беларусь вправе в порядке, установленном законодательными актами, предоставлять отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности».

Таким образом, Правительство Республики Беларусь обладает всеми необходимыми полномочиями для принятия антикризисных мер по всему спектру проблем, от финансовой поддержки, до снижения регуляторной нагрузки, до предоставления отсрочки по исполнению гражданско-правовых обязательств.

Еще раз обращаю внимание всех присутствующих, что субъекты туристической деятельности нуждаются в поддержке со стороны государства. Впервые в истории белорусский туризм нуждается в конкретной финансовой поддержке, а также необходим мораторий на принятие нормативно-правовых актов, существенно изменяющих условий ведение хозяйствования в туризме.

Главное – сейчас выстоять туркомпаниям. Мы предлагаем сфокусировать свое внимание органам государственного управления на предоставление мер поддержки, предусмотренные законом 17,18 Закона «О финансовой несостоятельности».

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments