Эксперты спрогнозировали ситуацию в белорусском турбизнесе летом 2021 года

Эксперты спрогнозировали ситуацию в белорусском турбизнесе летом 2021 года

Мы поговорили с авторитетными представителями белорусского турбизнеса о возможных вариантах развития событий в туризме этим летом.

Речь пока идет только о выездных направлениях. Въездному и внутреннему туризму мы посвятим отдельный материал.

Что будет, если Европа не откроется? Какие проблемы для рынка и туристов это создаст? Можно ли ожидать серьезного увеличения объемов на тех направлениях, которые для белорусского рынка стали «палочками-выручалочками» прошлого сезона? Что наиболее тревожит в грядущем сезоне и что дает поводы для оптимизма?

Руслан СЕГЕНЮК, «Тайм Вояж»:

— Даже если европейские направления по-прежнему будут закрыты для нас, жизнь продолжится, и активный бизнес найдет себе ниши для развития. Скажу откровенно: тех, кто этот год провел в позе ЖДУНА, ждет разочарование. Гипотетическое открытие Европы не решит их финансовых проблем в одночасье. Ведь здесь десятки нюансов: когда откроется, как откроется, что будет необходимо для въезда, выезда, самоизоляции и прочее, прочее…

Моя интуиция мне подсказывает, что Европа откроется, но не вся, и в довольно усеченном порядке.
Основная проблема, которая остается при «не открытии Европы» — это возврат замороженных денежных средств операторов из таких стран, как Греция, Болгария, Испания, Кипр, Италия, добавлю сюда Грузию. Эта проблема была и в прошлом году, но многие операторы  старались вернуть туристам деньги из оборотных средств по итогам сезона. Тут важно заметить, что суммы, не вернувшиеся из-за границы, слишком огромны, чтобы осуществить возврат за свой счет – по итогам лишь одного усеченного сезона.

Если оценивать долю Европы, а точнее, стран шенген-зоны или Европейского союза в общем объеме спроса среди белорусских туристов, выезжающих за границу, то, согласно официальной статистике, из 982 000 туристов, выехавших за границу в 2019 году, около 220 000 или 22,5% приходилось на Европу.

Это, безусловно, очень много, но не критично. Страны-лидеры выездного туризма на белорусском рынке – Египет, Турция – не прекращали с лета принимать наших туристов, а третья и четвертая строчки рейтинга – Украина, Россия – к сезону, надеемся, откроются.

Можно ли ожидать серьезного увеличения объемов на таких направлениях, как Турция, Черногория, Албания? Безусловно, увеличение будет. Если Европа массово не откроется то Турция, Египет, Черногория, Албания, Тунис будут в топ-5, но даже если Европа начнет принимать наших туристов, то эти направления, хорошо зарекомендовавшие себя в ковидную эпоху, все равно никуда не денутся из топа продаж.

Спрос, вероятнее всего, будет выше прошлого года, однако его надо соразмерять с возможностями. Наш единственный авиаперевозчик «Белавиа» активно обновлял флот, и прошлый год избавлялся от старых и неэффективных бортов. В то же время новые борта, хоть и поступают в «Белавиа», но, понятно, из-за высоких рисков, — не так быстро, как хотелось бы. Поэтому первое время нам, скорее всего, не избежать роста стоимости авиаперевозки.

Что наиболее тревожит в грядущем сезоне и что дает поводы для оптимизма? Тревоги нет, мы стали достаточно мобильны, чтобы отвечать на современные вызовы. Да, безусловно, хочется стабильности и определенности. Но перманентная нестабильность – это ли не своего рода стабильность?

Кроме десятков поводов для оптимизма, которые я как законченный оптимист могу нарисовать, у меня есть сугубо личный повод для оптимизма, это моя команда – мой коллектив.

Евгений САЗЫКИН, «Вояжтур»:

— Прошлогодние события разрушили систему работы турбизнеса, которая формировалась последнее десятилетие. Кризис показал уязвимость операторов, специализирующихся на одном-двух направлениях, а также существенно сократил глубину продаж. Но есть и положительные моменты. Турбизнес в прошлом году начал уходить от демпинга и научился быстро перестраивать структуру продукта на доступные для путешествий направления. Компании, которые быстро адаптировались к сложившейся ситуации, проходят кризис существенно легче.

Можно сказать, что турбизнес готов пережить и этот сезон без европейских направлений. Уже на данный момент, полетные программы сверстаны, исходя из реалий прошлого года. В то же время, если Европа откроется, рынок готов поддержать данный старт в любой момент.

Большой проблемой остается только возврат денежных средств, которые остались у европейских поставщиков. Эта проблема все еще держит в напряжении участников туристического рынка и часть их клиентов. Многое будет зависеть от мер по поддержке туризма в странах ЕС. Отечественному туризму на значимую поддержку рассчитывать, увы, не приходится.

Направления, которые отработали в прошлом году с середины лета, такие, как Турция, Албания, Черногория, Египет, Тунис, – уже сообщили, что будут открыты со старта сезона. В дополнение к ним, зимние хиты – Мальдивы и ОАЭ – продолжают активно получать значительные туристические потоки. Я не вижу существенного роста полетных программ по популярным направлениям прошлого лета, но считаю заявленные объемы достаточными.

Демпинг в этом году турбизнес не может себе позволить, а экономическая ситуация в стране не предполагает роста потребления. В то же время, туристы уже не так опасаются вируса и легче соглашаются на путешествия, чем это было год назад. Поэтому часть емкости летней перевозки уже занята туристами, которые перенесли свои бронирования с прошлого сезона.

Мой прогноз на сезон сдержанно оптимистичный. В случае отсутствия новых потрясений, белорусский туризм отработает будущий сезон в штатном режиме.

Александр ВАНЮКОВ, «Санни Трэвел»:

— Говорить о полноценном восстановлении рынка грядущим летом, конечно, не приходится. Есть отдельные положительные тенденции. К примеру, можно предположить, что в этом году вырастет спрос на такие направления, как Турция, Черногория, Албания.

Мальдивы, Арабские Эмираты предложат летом несезонные цены, что тоже будет способствовать росту спроса. В прошлом году сезон начался фактически с середины лета, сейчас мы рассчитываем на обычный весенний старт – с начала мая. Конечно, рынку нужны европейские направления. Речь идет о таких странах, как Кипр, Греция, Испания, Болгария.

Кипр уже объявил об открытии границ для туристов с 1 марта, но пока страна действительно не откроется, делать однозначные прогнозы невозможно. На сегодняшний день видно, что Греция с Испанией явно притормаживают с открытием – уже, по сути, середина февраля, а никакой ясности по границам и условиям въезда нет.

Если Европа по-прежнему будет закрыта для нас, возникнут проблемы с урегулированием долгов клиентам – это, конечно, один из наиболее тревожных вопросов грядущего сезона.

Возможно, Европа будет открываться не вся целиком, а отдельными странами. Тут важно отметить, что любое снятие локдауна, любое открытие неизбежно вызовет спрос интереса к направлению. Если откроют границы для туристов Польша или Литва с Латвией – белорусы моментально заполонят пляжи Паланги и Юрмалы. Есть надежда, что в этом сезоне для путешествий будут доступны Сочи и Грузия.

Израиль сообщает, что 62% населения уже вакцинированы. Это значит, что скоро страна может безопасно принимать гостей – ведь у местного населения уже вырабатывается коллективный иммунитет. Эйлат заработает как курорт – это хороший вариант для отдыха. На сегодняшний день открыта Иордания, но у нас ведь нет прямого авиасообщения, поэтому массовым направление быть не может – к тому же, Египет его перебивает более низкой ценой.

Остаются вопросы, что будет с Хорватией. Опять-таки – из Минска нет прямого рейса. Кроме того, для въезда в страну нужен пцр-тест. Можно добраться в Хорватию через Черногорию, но это тоже непростая логистика, учитывая необходимость нанимать наземный транспорт и местного водителя с прц-тестом.

Хорватия, конечно, благодарна украинцам за прошлый сезон. Украина фактически была единственным рынком, который поддержал местную туриндустрию. Безусловно, мы можем лететь в Хорватию через Украину – из Киева достаточно много рейсов – но трудно предположить, что такой вариант привлечет значительное число белорусских туристов. К тому же, неясно, что будет с самим украинским направлением – мы то входим в «красную» зону, то выходим из нее.

Очевидно, что пцр-тестирование становится обычным условием для въезда на многие направления. И тут возникает логичный вопрос: если для нас откроются европейские дестинации, плюс – все прошлогодние направления, как будут справляться наши лаборатории с таким количеством необходимых тестов?

В целом, могу предположить, что летний сезон 2021 года будет все-таки более обнадеживающим, чем прошлый – направлений больше, объемы больше. На сегодняшний день, говоря образно, все туманно, но местами наблюдается и «рассеивание облаков». В любом случае, даже если все пойдет по оптимистическому сценарию, на более-менее полное восстановление рынка понадобится не менее 3-4 лет.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments