Жарко РАДУЛОВИЧ, Montenegro Stars: «В 2021 году мы сохраним 40-50%-ные скидки для белорусского рынка!»

Жарко РАДУЛОВИЧ, Montenegro Stars: «В 2021 году мы сохраним 40-50%-ные скидки для белорусского рынка!»

Президент Черногорской Туристической Ассоциации Жарко Радулович хорошо известен на нашем рынке.

Он владелец отельной группы Montenegro Stars (популярные гостиницы Splendid Conference & SPA Resort, Montenegro и Blue Star).

Будучи в Черногории, во время рекламного тура, организованного компаниями «Аэротрэвел» и R-TOURS, мы побеседовали с господином Радуловичем о том, что происходит с туризмом в Черногории, как растет и развивается местная туристическая инфраструктура и сохранятся ли скидки на проживание в отелях в 2021 году для белорусского рынка.

— Господин Радулович, в сравнении с доковидным 2019-м годом, какие объемы показала ваша отельная группа в 2020 году?

— Мы сумели выйти на 36% от показателей 2019 года. Это значительно больше, чем у остальных. Думаю, это даже больше, чем у хорватских отельеров – кроме побережья Истрии. Конечно, пандемия нанесла значительный удар по нашей отрасли. По данным Всемирной туристской организации, в прошлом году оборот в туризме уменьшился на 69% в сравнении с 2019-м годом. Потеряно 106 млн рабочих мест, обороты в мировом туризме упали более, чем на 3 триллиона евро.

В этом году мы видим, что ситуация улучшается. Черногория как туристическая дестинация получила в 2020 году 20% от объемов 2019 года. В 2021-м, по нашим прогнозам, Черногория получит 40-45% объемов 2019 года, то есть, мы в два раза улучшим показатели прошлого года. Рост есть, и он будет. А 2022 год мы будем помнить до конца жизни!

— Почему?      

— Думаю, до конца мая 2022 года в мире закончится пандемия. И не будет больше ни зимнего, ни летнего сезона. Сезон будет круглый год. Народ соскучился по путешествиям, люди страдают. Сработает отложенный спрос. Это уже видно. Нам только надо пережить этот год!

В нынешнем январе каждый уик-энд в наших отелях было столько туристов, сколько никогда в истории не было. Гостиница «Сплендид» по выходным была заполнена на 100%. Так было и в начале февраля. Но затем, к сожалению, выросло количество заболевших, была вспышка, и мы пошли в локдаун – в феврале и марте. Гостиницы мы не закрывали, но был введен специальный режим, к примеру, нельзя есть в ресторанах – только в номерах. Конечно, поездки остановились. После локдауна мы открылись в марте, начале апреля – и сразу, каждый уик-энд – 100%-ная загрузка.

— Как будем переживать этот год?

— Как я вижу, в этом году вырастут потоки индивидуальных туристов. Люди хотят приватности. На туроператоров упор делать тоже надо. Но в общей работе они будут занимать 30% объемов, а индивидуалов будет большинство.

— В прошлом году в Черногории отдохнули более 10 тысяч белорусских туристов. И наши путешественники традиционно летят в Черногорию с помощью турфирм.

— Да, Беларусь работает через туроператоров. Но белорусский рынок не может заполнить столько Черногории, сколько нам нужно. Мы рассчитываем на региональный туризм, на сербов, албанцев, румын, турок, венгров, украинцев и других туристов, которые находятся вокруг нас. Западная Европа даст мало гостей, эти страны пока еще закрыты для свободного выезда и въезда в Черногорию.

— Что с россиянами, которые были туристами номер один в Черногории?

— Первым этот рынок был примерно до 2013 года. После 2014 года российские прибытия падали, росла Западная Европа. В 2019 году туристы из Западной Европы давали 41% прибытий в Черногорию, а россияне – 24%. Сейчас нет такой жесткой зависимости от России, хотя зависимость есть от каждого рынка, и для нас было бы очень важно, если бы российские туристы могли к нам свободно прилетать. Но мы выживем и без них.

— А сколько процентов загрузки составляли российские туристы в ваших отелях?

— До 2012 года – до 70%. Затем процент падал. Последние 5-7 лет до пандемии – 25-27% загрузки приходилось на россиян, то есть, много, но не критично.

— Сколько белорусских туристов отдохнуло в прошлом году в ваших отелях?

— В 2020 году белорусы составили 6-7% загрузки, это немало. Нужно учитывать, что отдельная категория туристов в черногорских отелях – это наша диаспора – приезжие родом из Сербии, Черногории и Боснии, которые живут в Европе и Америке. Они активно приезжали и в прошлом году. Неделю такие туристы живут в семьях, затем еще неделю или 10 дней – в гостиницах. Это значительный объем прибытий, большой рынок.

— Не секрет, что в прошлом году белорусские туристы могли достаточно массово размещаться в отелях, благодаря тому, что отели дали нашему рынку значительные скидки, в том числе, и такие, как «Сплендид», «Монтенегро»…

— Да, мы давали скидки белорусам в прошлом году, и в этом – также будем давать. 40-50% — это была скидка прошлого года. В 2021-м мы оставляем скидки на том же уровне, даже думаем в июне дать еще дополнительную скидку. Есть, конечно, определенный предел, ниже которого нельзя опускаться, иначе будет страдать сервис.

— Сейчас вы стали больше общаться с белорусскими операторами?

— Да, число наших контрактов растет. И все мы – живые люди, личные контакты всегда очень много значат в бизнесе. Я вижу, что Черногория в Беларуси с каждым годом становится все популярнее. Есть люди, которые уже фанаты нашего направления. И так будет продолжаться. Мы близкие народы. Мы гостеприимные и дружелюбные, наша природа не может не нравиться, здесь есть что посмотреть, прекрасное море и побережье – белорусам комфортабельно отдыхать в Черногории.

— Нет вероятности, что может быть введен пцр-тест для белорусов для въезда в Черногорию?

— 100%, что тест введен не будет.

— Что, в целом, происходит с черногорской отельной инфраструктурой? В последнее время появилось много люксовых отелей. Как вы видите этот процесс? Возможно, Черногория скоро будет недоступна для недорогого отдыха?

— Нет, этого не произойдет. Люксовые структуры в Черногории обладают небольшим номерным фондом. Говорить, что они когда-либо вытеснят всех невозможно. Гостиницы с сумасшедшими ценами, конечно, будут, и, наверное, в любой стране они должны быть. Но в Черногории их не много. На мой взгляд, в стране будет появляться все больше и больше хороших «пятерок» и «четверок».

— Так ведь негде уже строить!

— А вы знаете, сколько процентов побережья застроено в Черногории?.. Всего лишь 7%!

— Да, но такое ощущение, что Будва уже трещит по швам, все время что-то строится, а пляж больше не становится!

— Почему мы всегда говорим только о Будве? На очереди – самые атрактивные места и локации. Есть где строить, кроме Будвы. Мы сейчас сделали дочернюю фирму. И берем под управление гостинцу в центральной части Черногории – в Колашине, и еще несколько гостиниц на побережье. В том числе – рассматриваем и такой отель, как HUMA Kotor Bay Hotel.

— В каких регионах будет интенсивно развиваться черногорская инфраструктура?

— И на юг, и на север. Чань, Ульцинь, Герцег Нови, Луштица – там много не застроено.

— А если сравнивать Албанию и Черногорию?

— Албании еще нужно догонять Черногорию. Но она быстро развивается и догоняет нас. И я рад этому.

— Это же ваш конкурент!

— Конкуренция нужна! Она заставляет лучше работать. Я не боюсь конкуренции, на рынке есть место для всех. Албания страдала до 90-х годов, инфраструктура в стране очень сильно отставала от соседей. Но они идут вперед. И я как президент туристической ассоциации сейчас занят обсуждением вопросов регионального сотрудничества. Мы видим черногорское, албанское побережья и Южную Далмацию как одну дестинацию. Надо связать наши возможности, сотрудничать и помогать друг другу.

— Вы будете вкладывать в Албанию?

— Наверное, будем там делать дочернюю компанию и брать под управление гостиницы, которые они построят.

— Черногория уже догнала и обогнала Хорватию?

— Да, обогнала. Я в этом на 100% уверен. Я достаточно поздно пришел в туризм – работаю с 1996 года. И Хорватия в то время была гораздо более развитой туристической дестинацией по сравнению с Черногорией. За последние 10-15 лет мы их обогнали – во всех смыслах – рестораны, отели, уровень сервиса – все это лучше в Черногории. У них не было конкуренции, в этом проблема. А сейчас конкуренция появилась.

— Почему, на ваш взгляд, обанкротилась государственная авиакомпания – Montenegro Airlines?

— Я не занимаюсь политикой, но как любой гражданин болею за страну и вижу, что это было некомпетентное решение правительства. Нельзя было банкротить национального перевозчика, надо было найти деньги и погасить долг. Но сейчас будет создана новая национальная авиакомпания — Air Montenegro.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает Черногории как туристической дестинации?        

— Черногории не хватает аэропорта и не хватает связи с аэропортами Европы, Беларуси, России и других стран и регионов. Нам нужно больше перевозки. Больше и дешевле. И мы идем к этому. Не так быстро, как я бы хотел, но это будет. В настоящее время есть большое количество владельцев недвижимости в Черногории, которые живут в Англии, Франции, России, Украине и других странах, и они хотят пять-десять раз в год приезжать на свою виллу, в свои дома и квартиры. Необходимо обеспечить им эту возможность.

— Какие задачи ставит перед собой Туристическая Ассоциация Черногории?

— Нам надо отработать этот сезон на уровне 40-45% к уровню 2019 года. Тогда мы сможем пережить зиму. Если нет – будет тяжело. Но, надеюсь, мы справимся. И ждем следующий год. Никаких угроз черногорскому туризму, кроме пандемии, я не вижу.

Хочу отдельно подчеркнуть, что в Черногории уже идет массовая вакцинация. При 650 тысячах населения, ежедневно вакцинируется 10 тысяч жителей. До конца июня 100% черногорцев будут вакцинированы. Страна безопасна для путешествий. Мы ждем туристов!

— Спасибо за беседу! Успехов!

Черногория, 7 мая 2021 года

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments