Галина ПОТАЕВА: «История Минска уникальна – не менее чем история любого другого европейского города!»

Галина ПОТАЕВА: «История Минска уникальна – не менее чем история любого другого европейского города!»

Моя собеседница – Галина Потаева, глава компании «Виаполь», специализирующейся на внутреннем и въездном белорусском туризме.

Наше интервью мы пишем с Галиной Ромуальдовной в неслучайном месте. Это уголок старого Минска, улица Революционная 24, известный как «Дом Залкинда», где готовится к открытию бутик-отель «Zalkind Hotel Rooms & Kitchen». Это дом с историей, здесь сохранилась атмосфера старинного Минска и его традиционный колорит.

Насколько сегодня туристы могут почувствовать этот городской колорит? Как относиться к «губернским» страницам истории нашей столицы? Какими новыми маршрутами можно было бы привлекать гостей в Минск? Что, в целом, сегодня происходит с въездным и внутренним белорусским экскурсионным туризмом?

Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем фирмы – флагмана отечественной «экскурсионки».

— Галина Ромуальдовна, насколько хорошо изучен и вписан непосредственно в туристические маршруты старый Минск?

— Сложно ответить однозначно. Оба ответа – абсолютно вписан или абсолютно не вписан – будут неверными. И вписан, и не вписан. К сожалению, Старый Минск не очень хорошо сохранился. Но он есть, и даже в таком небольшом объеме позволяет демонстрировать на маршруте страницы нашей истории.

На мой взгляд, история Минска прошлых веков города достаточно хорошо исследована – в том числе, благодаря нашим историкам-энтузиастам. Вот сейчас передо мной лежит книга Захара и Софьи Шибеко «Минск. Страницы жизни дореволюционного города», в ее основе – колоссальный труд, тщательность, достоверность, правдивость. Кто еще не читал, не держал эту книгу в руках, не видел карту старого Минска – весьма настоятельно рекомендую. В этой книге нет пустых слов, все тщательно задокументировано и подтверждено. Многие наши соотечественники трудились над тем, чтобы помочь нам понять историю нашего города. В значительной степени обогатили наши знания о Минске раскопки, которые были связаны со строительством метро в 70-80-е годы прошлого века.

— Вы сказали, что в Минске сохранилось немного свидетельств тысячелетней истории города…

— Очень мало! Но это факт. И с этим надо смириться. Из любого факта можно извлечь что-то ценное и максимум пользы. Более того. Тут есть элемент творчества. Иногда мы шутим, что «Виаполю» было бы не так интересно работать в Париже, потому что там весь город – старинный. Как-то, будучи в Эдинбурге, я зашла в кафе выпить кофе, села у окна, подняла глаза, и передо мной – потрясающей красоты дом. Просто – один из множества. В Минске мы на основе такого здания построили бы целую экскурсию! Ведь у нас каждое свидетельство былых времен – на вес золота.

Знаете, мы часто получаем очень хорошие отзывы туристов из дальнего зарубежья после пребывания в Беларуси. Что же им нравится в нашем городе? Мы стараемся показать Минск во всем его многообразии: в его облике отразилась наша история, которая по своему уникальна. Все эти многочисленные войны, когда мы находились между Европой и Российской империей и завоеватели много раз разрушали наш город и нашу страну; пребывание в составе Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза. Многонациональность и многоконфессиональность, храмы всех конфессий, многоязычность… Вот и остались в Минске эти уголки – свидетели эпохи.

А трагическая судьба 3-х-летней оккупации в годы Второй мировой войны и практически полное уничтожение города?! А гетто, концлегеря?! А грандиозная водно-зеленая система и заложенный в первый послевоенный план Минска огромный зеленый клин вдоль нынешнего проспекта Победителей?! А абсолютная гармоничность центрального проспекта, построенного по единому плану в конце 40-х – 50-х годах – его даже собирались включать в Список культурного наследия ЮНЕСКО! А «демографический феномен» Минска – стремительный рост населения города в 60-е годы прошлого столетия?! Первое место в мире держал Минск по темпам роста населения (за счет миграции из сельской местности). Такого точно нет нигде. Многие эти факты действительно уникальны, и такая история, представьте, тоже интересна туристам.

— А это наше преимущество?​

— Нет, не преимущество. Это – наша особенность, наше свойство. Люди едут не за преимуществами, они едут за чем-то новым. Во всем Лондоне за прошлый век всего две или три улицы сменили название. А у нас проспект девять раз переименовывался в течение столетия! Причем понятно, что это происходило не просто так. За этим стояли исторические процессы, войны, революция, драмы и трагедии. Вот чем мы интересны туристам! В Минске есть и историческая часть, и абсолютные новоделы – и все это соседствует бок о бок. Такое тоже нечасто встретишь в Европе. И настоящий живой гид, конечно, расскажет обо всех драмах, которые привели к такому соседству.

— Сейчас мы сидим в том уголке столицы, который относится к концу XIX — началу XX века. В отличие от большинства европейских городов, где сердцевиной является средневековье, у нас от него практически ничего не осталось. Разве Минск не кажется в этом плане обделенным?

— Да, конечно. Но на многих домах, которые сохранились или воссозданы сейчас на конец XIX или начало XX века, есть таблички со старыми названиями, которые свидетельствуют о более ранних этапах истории. К примеру, на параллельной улице, где находится офис «Виаполя» – ныне Интернациональной, висит табличка с названием улица Преображенская. Мы сейчас сидим на бывшей Койдановской, а соединяет их Богадельная. Улица Городской вал когда-то называлась Новоромановской. В техпаспорте нашего офиса указан год постройки – 1917-ый. Но все здания на улицах Старого города имеют либо старые фундаменты, либо построены на месте стоявших веками домов. Почитайте Шибеку. Время интенсивного строительства Минска – Ренессанс города – конец XVI — начало XVII века. Эпоха барокко. Основа многих домов, в том числе – и «Дома Залкинда», в котором мы сейчас беседуем, – это именно эти ренессансные времена. Собственно, хорошо сохранившихся зданий с тех времен тоже достаточно. Это наши храмы! Есть здания конца XVIII — начала XIX века, которые также символизируют давние этапы развития нашего города. Мы должны понимать, что история Минска уникальна не менее, чем история любого другого европейского города, просто надо ее знать и уметь преподносить гостям.

— Как обыгрываются эпохи в маршрутах?​

— Если мы говорим о приеме иностранных туристов, то наша цель – познакомить с городом, дать цельное впечатление, пройтись по всем важным вехам. Такое впечатление дает базовая, обзорная экскурсия. В ней мы делаем упор на многоконфессиональности, многонациональности нашего города, на наш необычный исторический путь развития.

Вместе с тем – Минск, как и вся Беларусь – был таким гнездом, откуда вышло много людей, вошедших в культуру других народов. Беларусь необыкновенно щедро дарит свои таланты другим странам. И в этом тоже наша особенность. Когда произносишь фамилию мировой звезды – а родом человек из нашей страны! Мы уже привыкли к этому. Кто-то относится к таким фактам с предубеждением, с сожалением. Но нужно понять – что вот такая наша история. Мы – такие!

Но конечно у нас есть тематические экскурсии, посвященные разным аспектам и разным эпохам. К примеру, «Минск культурный», «Минск исторический», «Минск военный», «Минск и жизнь дореволюционного города», «Минск еврейский». Берем различные срезы истории и подробно рассказываем и показываем туристам.

— Долгое время Беларусь и Минск были в составе Российской империи. Российские туристы, собственно, это основа нашего въездного туристического потока. Давайте поговорим о так называемой «губернскости» нашего города. Как вы подаете эти факты российским туристам? Как они к ним относятся?

— Говоря откровенно, настоящие туристы едут в другую страну для того, чтобы познать иную историю, иную культуру, иной менталитет. «Губернскость» Минска на наших экскурсиях ничем не окрашена – ни положительным, ни отрицательным отношением. Мы говорим про Минск ХIХ века, здесь много интересного происходило… Также есть Минск периода Речи Посполитой, Великого княжества Литовского и других эпох. Для нас это интереснейшие куски истории любимого города. А туристам интересно то, что правдиво и оригинально. И они всегда адекватно относятся к историческим фактам.

Вообще, у нас в фирме есть фейс-контроль. Вроде бы – каким образом его можно осуществить? Турист заплатил и поехал. Но на сайте мы очень подробно расписываем программу. Мы не повторяем бесконечно слово «уникальная» (в любой стране история и природа уникальны), мы даем много конкретной информации. Если турист готов воспринимать много информации, он с нами поедет. Поэтому клиенты нашей фирмы – люди, которым действительно интересна белорусская история.

Вот есть Беларусь. Рядом – Литва, Польша, Россия, Украина. Была Киевская Русь, мы стали частью ее истории. Затем – Великое княжество Литовское – оно также стало частью нашей истории. Потом – Речь Посполитая, затем – Российская империя. Через все эти эпохи шло развитие нашей страны. И если мы выстояли и сохранились – как народ, как нация, как страна – значит, нас невозможно сломить. Мы остались сами собой! Мы взяли часть или лучшее от историй смежных стран и стали сильнее.

Какой смысл критиковать ушедшие эпохи? Перед нами – будущее, которое мы должны сделать прекрасным. А прошлым мы можем только гордиться (его лучшими страницами) и изучать его.

— В чем все-таки наша фишка, и тот самый «колорит», который мы уже упомянули?​

— Наверное, он заключается в нашей многонациональности, в нашей многоконфессиональности. Ведь в XIX веке Минск почти в равных пропорциях населяли белорусы, поляки, евреи и русские, а еще татары и другие этносы. Наша уникальность – и в истории войны, которая полностью разрушила Минск – практически на 90%. Уникальным является и водно-зеленый диаметр Минска. В создании генерального плана развития послевоенного Минска принимали участие действительно выдающиеся питерские архитекторы еще той, дореволюционной, подготовки. И эта нитка нашего проспекта Независимости, ее пропорции (кстати, важные для экологии!) взяты из пропорций Невского проспекта (два к одному). А каждая улица на центральном проспекте пересечена зеленым бульваром или парком – площадь Независимости, улица Комсомольская, улица Ленина, Октябрьская, Купалы. Все это – бульвары и парки, это уникальная планировка. Причем – уникальна она в мировом масштабе.

Уникальна Слепянская минская водная система – 12 водохранилищ. Уникально первое из них – Комсомольское озеро, открытие которого было назначено на 22 июня 1941 года. Когда произносишь эти факты, понимаешь, где мы находимся.

Я недавно была в Париже, и от выхода из гостиницы до проезжей части было буквально полметра. Сейчас давайте посмотрим, как мы выходим из гостиницы «Беларусь» или «Планета». Перед нами – полкилометра простора. Это в мире ценится чрезвычайно.

Можно, конечно, бесконечно повторять, что в мире есть более красивые, значительные и старинные города. Это несомненно. Но и у нас есть свои особенности, которые аттрактивны для туристов. Темпы роста населения столицы до 1970 года были первыми в мире. О чем это говорит? О нашей необычной истории. Люди возвращались с войны, они прошли Европу, ожидали благополучной и счастливой жизни. А солдаты возвращались назад – в разруху, сожженные деревни. Но надо было начинать новую жизнь. И эта жизнь началась. Нужны были места приложения труда. В Минске появлялись промышленные гиганты и целые поселки, которые сегодня тоже создают колорит города.

Кстати, огромная миграция сельского населения в Минск – это тоже очень важно для столицы и для всей страны. Во Франции например, до 50-х годов прошлого века тоже была колоссальная миграция сельского населения в города, но затем была принята национальная программа развития туризма, которая предполагала, что люди будут оставаться в этих прибрежных французских деревеньках. Им давали безвозмездные ссуды, только человек должен был оставаться в своем доме и сделать два входа: один для себя, другой – в пансион для туристов. Это – французская история. Но наша – не менее уникальна и, безусловно, драматична.

Когда мы подаем все эти исторические факты, мы не делаем окраски, мы подаем историю как она есть. Радзивилл Сиротка имел столько денег, что мог сделать своим центром Варшаву. Но он остановился на нашем маленьком, можно сказать – уютном, а можно сказать – зачуханном – Несвиже. И именно наш Несвиж стал его блестящей резиденцией. Много удивительного в нашей истории. И это гостям нравится.

— А то, что улицы в этом квартале носят названия, отсылающие к революционной эпохе, ко временам коммунистического строительства – это колорит или все-таки – переименовать?

— Нет в этом колорита. Это безлико. Конечно – вернуть старые названия!

— Галина Ромуальдовна, что, вообще, сейчас происходит с экскурсиями в Беларуси?​

— Въездной туризм пока на нуле. «Полетели» все цепочки туристов – из Латинской Америки, Великобритании, Франции, Швеции. Вначале они перенеслись на 2021 год, сейчас на 2022-ой. Российские туристы понемногу едут – 20-25 туристов в неделю по нашим сборным группам, то есть порядка 100 туристов из России в месяц. Перспективы туманные, учитывая, что 90% в нашей фирме составлял экспорт, внутренний туризм – 10%.

Что касается внутреннего туризма, то на прошлой неделе на наших сборных экскурсиях по Беларуси побывало 717 туристов. Это немало. Наша маленькая Беларусь и – порядка 20 экскурсий по разным уголкам проходит каждую неделю! Люди хотят ездить, и мы этот спрос удовлетворяем. Многие, кстати, ездят по многу раз.

— На ваш взгляд, Минск меняется в лучшую сторону для туризма?​

— Безусловно! ЧМ по хоккею 2014 года стал настоящим локомотивом развития инфраструктуры, было построено большое количество гостиниц. И Минск, я считаю, сейчас гостиницами обеспечен. Таких, отелей, как «Дом Залкинда» немного, но ведь их и не может быть много.

— Чего не хватает?​

— Уникальной современной архитектуры, интересных музеев, указателей, стоянок, аудиогидов в музеях. Не хватает продвижения Минска. У города по-прежнему нет бренда. И тут не надо было долго маяться и придумывать абсолютную истину. Белорусский бренд – сочетание всего. Мы своих национальных героев всегда отдавали и отдаем другим странам и другим народам. Стоит ли бедовать по этому поводу? Нет! Мы гордимся нашими героями. Слава Богу, они принадлежат и нашей истории, и истории наших соседей. Мы обогатили мировую культуру. Разве это не наш бренд?

— А новые экскурсии создаются в Минске? Можно ли на основе сегодняшней улицы Революционной сделать полноценный маршрут?

— Можно. И есть экскурсоводы, которые работают над этим на благотворительных началах, берут какой-то кусочек Минска и водят туристов. Иногда делаем это и мы. Это здорово! Каждая минская улочка – это целый мир.

— Какую роль в туристической картине Минска может занять Дом Залкинда? В какие турпродукты этот объект можно включить?

— Можно сделать экскурсию «История одной улицы», «История одного квартала». Мы и сейчас проводим экскурсию по историческому центру Минска: площадь Свободы, потом по Интернациональной спуститься вниз и подняться по Революционной – такой зигзаг сделать. Можно воссоздать исторического персонажа в Доме Залкинда, который встречал бы гостей, угощал, рассказывал историю дома, развлекал и просвещал. А историй и легенд про обитателей «Дома Залкинда» немало.

— Ведь такие анимированные маршруты очень популярны в мире?

— Да, но они должны быть качественные. К сожалению, в подавляющем большинстве анимация в Минске – это размахивание мечами. Поэтому мы в свое время были инициаторами анимированных экскурсий, но потом, когда пошло засилие этой попсы, мы от них отказались.

Вообще, это чрезвычайно важно для экскурсий, когда не просто гид вещает, а происходит погружение в эпоху с помощью исторических персонажей. Мы стараемся там, где это уместно, такую анимацию использовать – органный концерт в Верхнем городе в Минске или исторический квест с князем и княгиней в Несвиже. Но повторюсь, тут важны качество и добротность исполнения. Надеюсь, что маршрут, включающий анимацию в Доме Залкинда, появится, и мы будем с удовольствием водить зарубежных и белорусских туристов на эту экскурсию.

— Спасибо за беседу!

Беседовала Лилия Кобзик

Фото: Виктор Ведень

Историческая справка

Дом Залкинда – памятник истории и архитектуры XIX века. Расположен на улице Революционной 24.

Архитектурный комплекс был возведен по плану 1843 года на одной из первых вымощенных камнем центральных улиц города. Он принадлежал дворянину, высшему полицейскому чиновнику Минска Ивану Праге. После его смерти дом облюбовал Минский городской голова Александр Фогель. Но дольше всех зданием владела семья минских купцов Залкиндов, занимавшихся сахарным и свечным бизнесом. При Залкиндах здание использовалось в качестве доходного дома, где сдавали квартиры, уже на тот момент оборудованные электричеством и индивидаульными ватерклозетами. Среди постояльцев – обеспеченные дворяне, чиновники, купцы и промышленники. Несколько лет здесь размещалась Женская частная гимназия Рейман – одно из самых престижных учебных заведений того времени, где обучались молодые девушки разных сословий и конфессий, но в основном – богатые еврейки.

Дом находится в сердце исторического центра Минска, на одной из самых древних и наиболее сохранившихся его улиц. Архитектура и дух этой улицы переносят нас на 100-150 лет назад. При хорошем воображении, можно вернуться и на 500 лет назад – приблизительно такой возраст у этой улицы. Тогда улица соединяла главную площадь магдебургского Минска – Высокий рынок – с одними из главных городских ворот – Койдановской брамой. В разные периоды на этой улице жили феодалы, чиновники городского магистрата, ремесленники, служащие российской администрации, белорусские литераторы, по ней часто проезжал в своей карете минский губернатор, ходили на учебу гимназистки. Среди владельцев домов на этой улице – фамилии представителей шляхетских родов и еврейских купеческих династий. Ее длина и ширина не менялись на протяжении половины тысячелетия.

Сейчас в комплекс входят:

Классический ресторан Zalkind Kitchen с нотами еврейской кухни и кошерными винами

Винный бар Wine & Pinsa

Вечерний тусовочный бар Padre (откроется в августе)

Дизайнерский бутик-отель Zalkind Hotel (откроется в ноябре).

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments