Елена Янченко принадлежит к топ-менеджерам белорусского турбизнеса – тому кругу личностей в нашем туризме, который возник на переломе в 90-х и внес большой вклад в развитие различных направлений.
Это было время, когда технологий еще не было или они только входили в нашу жизнь, и отсутствие технологий креативные личности компенсировали своей активностью и любознательностью. И речь идет не только об обучении и познании бизнес-схем, но и о личной ангажированности – о том восхищении, с которым нарождающийся класс белорусского турбизнеса открывал мир и которое прививал туристам.
Наш сегодняшний разговор с экс-сотрудником компании «Санни Трэвел», человеком, который внес огромный вклад в развитие хорватского и других направлений на нашем рынке – Еленой Янченко.
«Спутник», «Санни Турс», «Санни Трэвел»: начало деятельности в туризме
— Я начала свою деятельность в туризме в середине 90-х. Сотрудничала со «Спутником», возила группы на Черное море – на общественных, так сказать, началах. Во время работы познакомилась с Александром Ванюковым, который работал в «Спутнике», потом открыл фирму «Санни Турс», а затем переименовал ее в «Санни Трэвел». И пригласил меня работать в свой бизнес, заниматься Восточной Европой.
Для меня это была абсолютно новая деятельность. Я – инженер-строитель по образованию, в продажах до этого никогда не работала. Только-только распался Советский Союз. Все рушилось и создавалось по-новому. В 90-е годы мы все начинали с нуля, мы все были первооткрывателями. И все друг у друга учились. Это сейчас люди искушенные – и туристы, и представители турбизнеса. А тогда и мы учились работать, и люди учились отдыхать. Каждое направление открывали – как новый мир.
Помню, что все было интересно. В нашу жизнь входили новые понятия и новая терминология. Все эти стади-туры, блоки, жесткие блоки, мягкие блоки, элотменты, комитменты, овербукинги – все было в новинку.
Надо отдать должное Александру Ванюкову – он как практик развивал эту школу туризма. Ведь в самом начале 90-х еще ни у кого не было специального образования – ни у руководителей турфирм, ни у менеджеров. А Саша постоянно проводил обучающие семинары для нас, отправлял в рекламные туры, сам делился с нами собственными знаниями. И теория шла в связке с практикой.
На фото: в офисе «Санни Трэвел», 2002 год
Хорватия, о которой мы ничего не знали
— Я занималась детским отдыхом – отправляла группы в Словакию, Венгрию, Францию. А уже в 1995 году на нашем рынке появилась идея нового направления – Хорватия. Идея родилась, блуждала, но обстановка была непростая – только-только закончилась война, регион интересный, новый, но абсолютно непонятный. Мы знали, что это интересное европейское направление, но на этом наши знания исчерпывались. В то время популярными странами для отдыха были Турция, Болгария, Кипр. А Хорватия – что-то непонятное, неясное.
В апреле 1995 года Александр отправил меня в стади-тур в Хорватию. Летели из Москвы. В группе – россияне, из Беларуси – я одна.
Сразу скажу – меня настолько потрясла необыкновенная хорватская природа, что я влюбилась в страну с первого взгляда. Мы прилетели в Загреб, потом сели в автобус и поехали по горам – перевалы, тоннели и вдруг раз – Ривьера! – как чудо. Изумрудное море, сосны, белые скалы. Изрезанное побережье. Комфортабельные отели с хорошим сервисом. Уже стояли и новые гостиницы, но были и старые, которые пострадали, потому что война была еще недавно. Все это было таким интересным, не похожим ни на какие другие страны.
На фото: Пореч, 1996 год
Мы тогда посмотрели полуостров Истрия, регион Кварнерского залива. Я вернулась в восторге. В офисе взахлеб рассказывала коллегам о том, как хороша Хорватия. Александр тоже загорелся (на тот момент он еще не видел страны, но, очевидно, доверился моему мнению, к тому же – у него чутье). Решили – будем работать.
Появились первые партнеры. До 1997 года, до того момента, когда был поставлен первый чартерный рейс из Минска в Пулу, мы отправляли клиентов, которые хотели попасть в Хорватию на самолете, рейсами из Москвы. Была такая хорватская компания Kompas и у них было представительство в Москве. Мы с ними сотрудничали. Отправляли в Хорватию индивидуальных туристов.
Хотя самые первые наши клиенты поехали в Хорватию на своих машинах. Маршрут комбинированный – Краков, Закопане, остановка на Балатоне, и далее – на Истрию. А Истрия – это Пореч, Ровинь, Рабац, Умаг – полный восторг у туристов!
Параллельно с Хорватией меня захватила соседняя страна – Словения. Я увидела ее чуть позже, но тоже была очарована. Озеро Блед, Бохинь – это что-то необыкновенное. В общем, бывшие страны Югославии все замечательные – каждая по-своему.
Когда «Комкон» поставил чартер в Хорватию, сразу выбрали Пулу, и из Пулы уже все разъезжались в разные городки полуострова Истрия. Те, кто хотел отдыхать в Дубровнике или Сплите – летали, как правило, из Москвы. А потом на рынке появилась чартерная программа в Черногорию, и туристы, желающие отдыхать в Дубровнике, летели в Тиват и оттуда уже добирались до нужного пункта на автобусе или автомобиле.
Параллельно в Беларуси были автобусные туры, которыми занималась брестская турфирма «Артинтур» — глава компании Игорь Королев. Он, конечно, очень много сделал для направления, и этот факт нужно подчеркнуть отдельно. «Артинтур», кстати, возил туристов на Среднюю Далмацию – район Трогира и Макарской Ривьеры – чудесный регион, другая часть Хорватии. А самолет из Минска летал только на Истрию.
Но и мы делали автобусные туры в Хорватию в 1996-97 годах. Это был детский отдых, возили наших юных туристов в лагерь, который находился рядом с Пулой. Кроме того, делали сборные автобусные туры – часть туристов ехала отдыхать на Балатон, часть отправлялась на отдых в Хорватию.
У нас был свой представитель в Порече – Кира Крылова – она встречала туристов, размещала, опекала, организовывала трансферы, экскурсии. Она пришла в «Санни Трэвел» студенткой на практику в мой отдел. А в сезоне 2000-2001 уже поехала на все лето представителем от «Санни Трэвел». В отелях были наши фирменные папки, у Киры был красивый костюм – светлый с фирменным золотистым бейджем sunny travel – все было в формате крупных европейских операторов. Кира полностью была поглощена Хорватией, неплохо говорила на хорватском. Наш партнер помогал открывать ей рабочую визу, хотя это было не просто – хорваты не хотели «продвигать чужих». Но мы смогли решить этот вопрос.
На фото: с Кирой Крыловой, Ровинь, 2000 год
Свой представитель также был у «Комкона» — Денис Боднарь. Если говорить о людях, чью роль на этапе старта направления Хорватия на белорусском рынке трудно переоценить, то это и Виктор Колебошин, и Юрий Марченков, и Денис Боднарь – «Комкон-тур», и Сергей Бадюля («Белтранслайнер»), и Александр Ванюков («Санни Трэвел»), и Дмитрий Платков («ВЛП»), и другие. Всех невозможно, конечно, перечислить.
Надо заметить, что Хорватия всегда была дороже – по сравнению с другими массовыми направлениями – такими, как Турция, Болгария. Но когда люди прилетали в эту красоту, они были в восторге – ничего красивее, говорили, никогда в жизни не видели!
Мы брали на гарантии самые лучшие отели. Делали яхтинг – были постоянные клиенты, которые отправлялись в круизы. До сих пор остался в памяти один нереализованный проект – туры с размещение на маяках. Есть такие отели в Хорватии, они расположены на маяках. Всего несколько номеров в такой гостинице – приплываешь, плаваешь, рыбачишь – в общем, наслаждаешься уединением.
Особенность направления: почему Хорватия так и не вошла в пул самых популярных стран для отдыха белорусов?
— Для хорватского турбизнеса основным рынком всегда была Западная Европа – Великобритания, Германия, Италия. Там были их главные партнеры и главные клиенты.
Когда Москва начала работать с крупными хорватскими операторами, местный рынок понемногу стал разворачиваться в сторону стран нашего региона. Но, по сути, они привыкли к другим туристам. Западные турфирмы всегда выкупали отели на 7 либо 14 ночей – суббота-суббота. А у нас разнобой – то мы хотим 10 дней, то – 11, то – 12. В то время как они всегда хотели работать по жесткой схеме – чтобы мы выкупали места в отелях на весь сезон и по схеме 7-14. Договориться в таких условиях очень не просто. Места нужно было выкупать с июня по конец сентября – сложно выдержать подобную схему на жестких гарантиях.
До войны, до 1991 года, туристы из Западной Европы активно ездили на отдых в Хорватию, но после начала войны и до 1995 года, конечно, все опасались летать туда, пошел спад. Поэтому хорватский рынок и повернулся к нам, но по-настоящему теплых отношений не было — так как с нашим рынком все-таки работать сложнее.
К тому же все это – на фоне Турции, где уже расцветала система «все включено». Хорватия смотрелась «невыигрышно» — с завтраками либо полупансионом. Страна по ценам близкая к Италии, но… не Италия.
На фото: Дубровник, 2003 год
Преимущества Хорватии – экологичность, голубые флаги на пляжах, чистейшая вода, красивые изрезанные побережья, где рядом с водой растут сосны. Но минус – нет таких широких песчаных пляжей, которые любят туристы с детьми. Все-таки берега преимущественно скалистые, на пляжах – галька, скала. При этом размещение довольно высокого стандарта – либо отели высокого уровня, либо хорошие виллы. Поэтому восприятие туристов было таково – если семья – то это Турция, Болгария, Греция и другие направления. А если романтика, экскурсионка, активный отдых – серфинг, яхтинг, рыбалка – то это Хорватия.
О Хорватии я могу говорить часами. О ее изумрудной воде – прозрачностью до 50 метров. О ее кухне, о ресторанчиках у старинных городских стен в Ровине и других городах, когда сидишь – море плещется у ног – и тебе приносят свежайшие морепродукты, холодную мальвазию. Мимо проплывают беленькие лодочки, звучит джаз, любуешься черепичными крышами венецианского городка – все это такая романтика, которой больше нигде нет… Могу долго рассказывать о экскурсионной программе в Хорватии – с национальными парками, древними городами, очаровательной архитектурой. О первозданной природе Хорватии. Почему, собственно, там так много нудистских пляжей – люди раздеваются, голышом загорают, купаются? Потому что там все камерно, уединенно и можно слиться с природой. Все-таки на турецком широком песчаном пляже нет желания раздеться и слиться с природой. А в этих маленьких бухточках хорватских – там, где только ты, море и чайки – совсем другие впечатления от отдыха и от самой природы.
В Хорватии очень много зелени, большое количество хвои. Средиземноморская сосна растет прямо на пляжах, зонтики, по сути, не нужны – вокруг естественная тень и прохлада. И климат! На Адриатике нет такой изнуряющей жары. Местный климат подходит любому человеку.
Вспомним еще, что с Истрии легко добраться до Венеции, что для наших белорусских туристов было огромным бонусом. На один день, без визы, на катере-ракете – отличный вариант. Полтора часа – и ты в Венеции!
Особая прелесть Хорватии – и в огромном количестве островов – другой такой страны в Европе нет. И в разнородности регионов! К примеру, ривьера в Опатии – это как Канны: фешенебельные отели и виллы, шикарные особняки, имперский шик Габсбургов, гроты, белые скалы. А Пула – это другая, римская эпоха – с хорошо сохранившимся амфитеатром и другими артефактами тех времен.
…Последний раз я была в Хорватии в 2003 году. Мы проехали на машине от Истрии и до самого юга. Впечатления, конечно, незабываемые!
На фото: о. Брач (Хорватия), 2003 год
Роль менеджера по туризму в эпоху 1990-х – 2000-х
— Думаю, в те годы наша основная задача была – заинтересовать туриста страной. Народ ведь только начинал путешествовать. Нужно было так рассказать, чтобы человеку захотелось поехать! Честно говоря, показать особо было ничего. В нашем распоряжении были только не очень качественные каталоги. Мы, кстати, таскали тонны этих каталогов в чемоданах – брали в хорватских гостиницах и привозили в Минск.
Если турист отправлялся в путешествие на автомобиле, рисовали маршруты на картах. Тут едешь вот так, вот тут поворачиваешь, ночевать будешь здесь, а по ходу трассы можно посмотреть то и то. Вот так работали.
Да, в Хорватии море потрясающей красоты! Но нужно было об этом рассказать так – чтобы человек сказал: «Вау – едем!».
В основном, в Хорватию в те годы ехали люди, которые уже побывали в Турции, Болгарии и на других более массовых направлениях, и хотели посмотреть что-то новое. Клиенты главным образом – выше среднего класса. А Александр всегда делал ставку на дорогие качественные отели. Поэтому это было явно наше направление! Интересно, что в Хорватии в те времена «пятерок» и не было. Гостиницы «четыре с плюсом» – но все с «классом», с хорошим сервисом, с с прекрасной инфраструктурой, с оригинальным расположением, как, например, Katarina 4* на острове Св. Катарина вблизи Ровиня.
В то время некоторые говорили, что Хорватия – уже не Черногория, но еще и не Италия. Но в августе, когда у итальянцев каникулы, все итальянцы стремились именно в Хорватию – невозможно было найти места в отелях, потому что все забито итальянцами. Почему ехали? Потому что все то же, что в Италии, но цены ниже.
Постепенно в Беларуси сложился, так сказать «клуб менеджеров», которые любили Хорватию. Я рада, что я привила любовь к направлению Кире Крыловой и Виктории Дорогонько, которая также развивала и Хорватию, и Словению в компании «Санни Трэвел», и продолжает это делать до сих пор.
А у меня был круг клиентов, которые никуда, кроме Хорватии, не ездили. Это были состоятельные люди, которые раз и навсегда влюбились в эту страну. Ездили на машинах, летали на самолетах. Жили и в отелях, и на виллах. Смотрели разные регионы, наслаждались этой страной.
Направлением в 90-х и нулевых занимались различные фирмы. В том числе – бывший тогда туроператором номер один «АлатанТур» — там тоже были менеджеры, которые любили Хорватию. Но, мне кажется, страна эта всегда требовала особого подхода. Вот у «ВЛП» и «Санни Трэвел» такой подход был – бутиковый, нишевый – я бы его так назвала. А «АлатанТур» ориентировался на массовость. Роль «Комкон-тура», конечно, невозможно переоценить!
«Александр Ванюков продавал свой вкус, его интонация воплощалась в работе фирмы»
— Я не могу сказать, что Хорватия была моей единственной любовью в туризме. Я и Словакию люблю – мы отправляли туда много детских групп. Еще одно мое направление – Венгрия – одна из красивейших, я считаю, стран в Восточной Европе. Вспомним, Будапешт – в своей архитектурной красоте ничуть не хуже Вены, великолепный полуостров Тихань на Балатоне, и другие интересные места, которые белорусские туристы очень любят.
Отдельная страница моей туристической биографии и карьеры – горнолыжный отдых. Я сама увлекалась горными лыжами и с удовольствием продавала направление. Это началось в Закопане, в начале 90-х. Потом были различные направления – Словакия, Чехия, Словения, Австрия. Отправляли туристов и на автобусах, и на самолетах.
На фото: с Ларисой Николаюк («Туссон Вояж»), курорт Бялка Татраньска
Горнолыжный отдых я считаю самым атмосферным: снег, горы, елки – ты словно отключаешься от всего, обновляешься. Горнолыжный отдых — это энергия спорта, драйв, покорение трасс и опять же — неповторимая красота природы.
Конечно, всю стратегию развития направлений в фирме «Санни Трэвел» всегда определял Александр Ванюков. Он, можно так сказать, «продавал» свой вкус, его интонация воплощалась в работе фирмы. Вкладывал много денег в рекламу. Был лицом компании, его брендом.
Но, конечно, и мы – менеджеры – вносили свой вклад. Думаю, я «заразила» той же Хорватией многих людей. Это был мой эмоциональный вклад в дело.
Я работала в туризме с 1993-го по 2005 год – вспоминаю это время с особенным удовольствием. Мы очень дружили с коллегами. Как будто все учились в одном институте. Не только развивали туризм, но и развивались сами – в продажах, в маркетинге, в знании направлений, в новых технологиях. У меня было такое ощущение, что мы все время куда-то идем, поднимаемся, движемся вперед и вверх.
На фото: Людмила Сыркина («Туссон Вояж»), Елена Янченко («Санни Трэвел»)
Лихие, динамичные, уникальные 90-е годы
— Да, думаю, эти времена можно с полным правом называть «лихими». Едешь, к примеру, по Европе – а водители сбились с дороги. Просыпаешься среди ночи – автобус стоит в чистом поле. Спрашиваешь: «Где мы?». Водители отвечают – «Не знаем!». Или – пересекаем границу, а в автобусе – треснутое лобовое стекло. Нас не пускают. Что делать? Включаешь смекалку, придумываешь что-то, чтобы тур все-таки состоялся. И опасности подстерегали – на дорогах ведь поначалу было неспокойно.
Все это было. Но было и динамично, и интересно. Мы открывали что-то новое. Ставили перед собой цели и достигали их – была гордость за себя – ты это сделал, преодолел!
В 2005 году я ушла в строительный бизнес – резкий поворот в жизни и карьере. Что осталось от турбизнеса? Поддерживаю теплые отношения с бывшими коллегами. Обращаюсь за консультациями к Диме Платкову, к Саше Ванюкову. Когда друзья или знакомые спрашивают совета – куда отправиться на отдых – всегда рекомендую Хорватию. Хотя, наверное, там многое изменилось с тех пор, но природа ведь осталась прежней – неизменно прекрасной.
Сама люблю отдыхать на островах, когда есть возможность, – скалы, море. Люблю также нашу белорусскую природу. Вообще, природа – это самое необыкновенное чудо, которое дано человеку. Мы постигаем его всю жизнь, а это чудо так и остается непостижимым. Вот Хорватии Бог дал невероятную землю – поэтому Хорватию я так любила и люблю!
На фото: Пула, 2001 год
На фото: Ровинь (Хорватия), апрель 2001 года, совместный рекламный тур компаний «Санни Трэвел» и «Комкон-тур»
На фото: Австрия, 2000 год
На фото: туристическая выставка в Москве, 2001 год. Слева направо: Александр Малик («АлатанТур»), Наталья Плыткевич («Туризм и отдых»), Елена Дубельт (представитель «Санни Трэвел», Москва), Елена Янченко («Санни Трэвел»)
На фото: с коллегами по «Санни Трэвел» — Алесей Асаенок, Людмилой Олехнович и Светланой Хоружик, 2002-2003 г.
На фото: Канарские острова, 2019 год