В нынешнее время в Беларуси много говорится о требованиях надежности бизнеса, качественного оказания услуг, соблюдения договорных обязательств в сфере туризма. Говорится на разных уровнях – от правительственных чиновников до менеджеров различных туристических организаций.
Но, очевидно, что в нынешних условиях в стремлении качественно и на современном уровне оказывать услуги клиентам (белорусским и зарубежным) турфирмы сталкиваются с несовершенством белорусского законодательства. Особенно это касается проблемы бронирования туров в интернете, вопроса электронной цифровой подписи.
Рассмотрим, что же происходит в этом непростом вопросе с точки зрения норм законодательства.
Поможет нам в этом эксперт по юридическим вопросам Республиканского союза туристических организаций Сергей ЦУРКО.
Статьей 17 Закона «О туризме» в части третьей предусмотрено следующее: «договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме».
Только так, и никак по-другому!
Хотя, по мнению некоторых экспертов, Закон можно обойти – достаточно подкорректировать Положение по оказанию туристических услуг, при этом забывая, что Положение – это не Закон, а подзаконный акт и оно не может подменять Закон «О туризме».
В настоящий момент туристическое сообщество склоняется к «Публичному договору».
Если применять статью 396 ГК Республики Беларусь к туризму, то из ее смысла следует, что при оказании туристических услуг, туристическая компания должна осуществлять услуги в отношении каждого, кто обратится (физическое лицо, субъект хозяйствования).
При этом, полагаем, публичный договор (оферты) в целом не противоречит Закону «О туризме». Статья 2 Закона «О туризме» определяет, что законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 13 Закона («Права и обязанности участников туристической деятельности») определила, что участники туристической деятельности имеют право на: необходимую и достоверную информацию о программе туристического путешествия, иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а при международном туризме – также информацию, определенную частью четвертой статьи 14 настоящего Закона; свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; защиту своих прав как потребителей туристических услуг; цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом, публичный договор (оферты) не нарушает прав и интересов туриста. И для законной продажи туристических услуг в интернете Республиканский союз туристических организаций предлагает изложить часть 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» в следующей редакции:
«Договор оказания туристических услуг может заключаться в письменной и иной форме, посредством его подписания сторонами или присоединения к нему и, кроме существенных условий, определенных законодательством, должен содержать следующие существенные условия:…».
Наличие в Законе такой нормы существенно облегчило бы деятельность турфирм. В свою очередь, отсутствие в Законе этой нормы в такой редакции ставит под сомнение усилия правительства по привлечению в Республику Беларусь туристов – особенно из стран Юго-Восточной Азии, которым в аэропорту Минска по ходатайству туристической компании открывают краткосрочную визу, в силу того, что с туристом надо заключить договор в письменном виде.
Все заявленное в равной степени относится и к введению нормы в законодательстве о страховании и применении электронного варианта страхового полиса.