Компания «Топ-Тур» одна из старейших фирм на нашем рынке. О прошлом, настоящем и будущем компании «Топ-Тур» и белорусского турбизнеса, о том, как избежать демпинга и почему необходимо вводить страхование риска туриста, – наш разговор с учредителем компании «Топ-Тур», Почетным консулом Королевства Таиланд в Республике Беларусь Иваном Чурой.
– Иван Иосифович, как начиналась история успеха вашей компании?
– Первые годы, я бы даже сказал – первый десяток лет, с 1990-го по 2000-ый, «Топ-Тур», пожалуй, ничем не отличался от других компаний. Мы занимались тяжелой рутинной работой, чтобы заработать первые деньги и начать раскручивать бизнес. Когда я вернулся из Монголии, то на первые заработанные деньги купил автобус. Я не покупал квартиры и машины. Я приобретал компьютеры, оборудование, автобусы. Я не вкладывал в себя, я вкладывал в бизнес. При этом я видел, что многие коллеги жили по другим принципам – покупали недвижимость, красивые вещи, машины. А я свою первую квартиру построил через 12 лет работы. Все это время мы жили втроем с женой и взрослой дочерью в однокомнатной квартире.
– Как появилась стратегия бизнеса?
– Моей первой стратегией была исключительно моя жизненная энергетика, желание идти вперед и добиваться успеха. Я вспоминаю 90-е годы, когда я создал компанию. Что было в этих 90-х?! Был шопинг в Польшу и поездки в Крым на отдых. Кстати, прежде чем открыть компанию здесь, в Беларуси, я зарегистрировал в Крыму фирму, которая занималась приемом. Потом уже открыл бизнес в Беларуси. Начали с шопинга. И речь идет не только о тех самых пресловутых поездках в Польшу, но и о шопинг-турах в Турцию, когда мы принимали караваны грузов, к нам с товаром шли целые фуры. Но по большому счету в те годы еще не было такого понятия, как турбизнес. Индивидуальное предпринимательство началось в 1989 году, но турбизнеса, туризма, по сути-то, не было. Строго говоря, туризм начал появляться в 1990-91 годах, и шопинг дал нам очень серьезную платформу для того, чтобы развиваться.
– Что вас подвигло все-таки заняться туризмом?
– Все началось с Монголии. Я уезжал туда как инженер. Я ведь строитель по первому образованию. Но вскоре моей работой стала деятельность в комсомоле. И одной из моих задач была организация поездок наших сотрудников, а также прием – к нам на стройку приезжали гости, артисты, их нужно было принимать, размещать. Я возил наших комсомольцев в Китай, в путешествия по Монголии. Это были элементы туризма.
По сути, моя судьба перевернулась в Монголии! Там я понял, что у меня есть возможность поменять свое место в жизни и поменять само отношение к жизни! Вместо работы на стройке я попал в дипмиссию. После этого я сказал себе: «Все! На стройку больше не вернусь!»
– «Топ-Тур» стойко ассоциируется с экскурсионными турами по Европе. Вы – наряду с другими фирмами – являетесь родоначальником этого вида путешествий в Беларуси. Как начиналось это направление в «Топ-Туре»?
– Мы начали с Чехии. А на первые заработанные на шоп-турах деньги я купил автобус – для того, чтобы делать автобусные туры в Европу. Года 24 назад Лариса Хмельницкая из компании «Трэвел» организовала поездку на выставку в Прагу, это было буквально через год после создания «Топ-Тура». Я прогуливался по выставке, и вдруг увидел стенд чешской компании «Топ-Тур». Подошел, познакомился, мы поговорили и решили сделать программу. Так появилась первая автобусная цепочка на Чехию. Чешский автобусный продукт – это история успеха! Мы первые с «Трэвелом» запустили эту цепочку. И она жила долгие годы. Со временем пул операторов стал больше. Были года, когда мы грузили по 3-5 автобусов одновременно. Отправляли в Чехию много российских туристов. Клиентов было столько, что в 2000 году я открыл офис в Москве. В хорошие времена «Топ-Тур» заказывал железнодорожные составы из Москвы в Брест. А из Бреста в Чехию стартовали по 10 автобусов. На выходные, каникулы, в праздничные дни были сумасшедшие объемы работы. Это уже история… Мы начали с Чехии. Потом стали разрабатывать комбинированные туры – Чехия, Венгрия, Австрия. Запустили продолжительные комбинированные туры по Европе, делали свои цепочки на Испанию, с отдыхом. Еще раз упомяну, что у нас была очень большая поддержка россиян. Иногда в автобусе было до 99% российских туристов. «Топ-Тур» – одна из тех фирм, которые, по сути, открывали для россиян Европу!
– И все-таки не автобусные, а авиатуры на нашем рынке всегда были приметой лидерских позиций. Тут, конечно, невозможно не вспомнить Кушадасы – направление, на котором вы долгие годы доминировали…
– Первые турецкие чартеры полетели лет 20 лет назад как раз на Измир. Сначала заказчиком был «АлатанТур», потом единственным заказчиком стал «АэроБелСервис». Когда я почувствовал силы, мы заказывали чартер на Измир полностью для себя.
В Кушадасах все знали «Топ-Тур» как туроператора номер один. Я всегда считал и продолжаю считать это направление оптимальным для белорусов. Так уж сложилось исторически, что Анталья – для российских туристов, Кушадасы – для белорусов.
Сейчас мы летаем по всем направлениям. На всех чартерах «Топ-Тур» имеет блоки. Кроме Антальи. И Албании. Я почему-то с осторожностью отношусь к этому направлению.
– Почему? Опасения на уровне интуиции?
– Я много раз убеждался, что чуйка у меня есть! Хотя в бизнесе интуиция не самое главное. Главнее все-таки упорство. Да, важно почувствовать, что направление классное, оно тебе нравится, но дальше надо приложить очень много сил, чтобы добиться успеха в продажах. Что касается конкретно Албании, то не исключено, что на следующий год мы все-таки возьмем блоки на чартере у «Аэротрэвела» и одновременно сделаем автобусный маршрут.
– Но когда-то «Топ-Тур» очень успешно работал и по Анталье…
– Да, не секрет, что в свое время мы с компанией «Пегас Туристик» достаточно плотно занимались этим направлением. Вместе грузили чартер. Может быть, не скромно вспоминать, но именно «Топ-Тур» привел на белорусский рынок «Пегас». И именно мы формировали этот рейс. Когда самолета у «Пегаса» не стало, мы не стали дальше заниматься направлением.
– Обида?
– Никакой обиды! Наш чартер сняли. На рынок зашли другие игроки. Время изменилось, и мы просто перестали заниматься направлением. Возможно – из-за солидарности.
– Как вы считаете, с каким проектом вы пошли на наибольший риск?
– Наверное, с порталом онлайн-бронирования «Топ Беларусь». Это очень глобальный проект, и я убежден в его успешности и нужности для страны. На портале доступны для бронирования все услуги, которые необходимы туристу в Беларуси: все средства размещения (гостиницы, санатории, хостелы, апартаменты, квартиры, базы отдыха), охота, рыбалка, активный отдых на природе, аренда спортивных залов, экскурсии, трансферы, услуги гидов, организация конференций. Многопрофильность – наш конек. Мы объединили на этом портале все – бизнес, отдых, транзит, оздоровление, медицинский туризм и другие туристические услуги. Но как бизнес подобный ресурс это, конечно, риск. Пока Беларусь не приносит денег. А вложения огромные!
В онлайне на сегодняшний день у нас доступны четыре услуги. Это размещение, трансфер, экскурсии, авиабилеты. Вообще, Беларусь – тема, конечно, сложная, не раскрученная. Наши люди доверяют всевозможным иностранным системам бронирования, а наш ресурс пока новый. Хочу отметить, что государство нас поддержало. Благодаря поручению МИДа, на сайтах всех дипмиссий размещена ссылка на наш ресурс. Также ссылка на портал есть на сайтах Национального агентства по туризму и Департамента по туризму Министерства спорта и туризма.
Приятно, когда государство понимает, что надо поддерживать отечественный бизнес. Если к нам летят туристы и бронируют услуги на зарубежном портале, то деньги за бронирование уходят из страны – в Голландию, Россию, Англию или Испанию. А бронировки на нашем портале позволяют оставлять деньги в стране. Мы платим налоги, создаем рабочие места, вкладываем в развитие бизнеса – то есть вкладываем в Беларусь. Конечно, мы вправе рассчитывать на поддержку, потому что раскручивать новый ресурс очень сложно.
– Какова на сегодняшний день стратегия бизнеса компании «Топ-Тур»? Когда-то было очевидным, что главное для вашей фирмы – идти во все ниши…
– На данный момент стратегия моего бизнеса – это технологии! В один момент я понял, что нужны технологии и первым в Беларуси запустил «Мастер-Тур». Я считаю, что технологии – это настоящее и будущее туризма. Если мы поищем в сети мое интервью семилетней давности, то обнаружим, что уже тогда я говорил о стремительном уходе турбизнеса в онлайн. Доля онлайн-продаж в туризме будет постоянно расти – это очевидно! Люди все охотнее бронируют туры в интернете. Третий год мы в онлайне продаем билеты на чартерные рейсы из Беларуси. И, кстати, в десятки раз увеличили эти продажи. За этот сезон мы реализовали огромное количество билетов на чартерные рейсы из нашей страны по разным направлениям. Около 30% билетов купили россияне. Мы предлагаем билеты во все страны, куда летают чартеры «Белавиа» – в Болгарию, Турцию, Черногорию, Испанию, Италию, Грецию. Сейчас мы продаем собственные блоки, а также ставим в продажу билеты тех блочников и консолидаторов рейсов, которые просят нас об этом. И пишем программу, которая позволит автоматически подтягивать билеты на чартеры всех операторов. В целом, мы хотим максимально уходить в онлайн. Кому это удастся, тот получит будущее.
– Как вы считаете «Топ-Тур» сегодня входит в десятку топ-компаний Беларуси?
– Я бы не стал однозначно отвечать на этот вопрос, поскольку непонятны критерии, по которым может быть составлена эта «десятка». Ведь главная задача бизнеса – извлечение доходности, прибыльность. Мы можем считать туристов, объемы, блоки, но главное – это доходность. Когда фирма развивается, все это видят. Бизнес, который находится на подъеме, постоянно вкладывает в транспорт, технологии, офисы. Мы, к примеру, купили большой офис в Гродно в собственность – это о чем-то говорит? Можно иметь большие обороты и во-о-от! такой маленький доход. А можно иметь обороты в два раза меньше, и при этом иметь более доходный бизнес. На мой взгляд, один из ключевых моментов в нашем бизнесе – не демпинговать! В свое время я пытался навести порядок в этом вопросе. Собирал основных операторов, предлагал: «Ребята, давайте договоримся, рынку нужен порядок!» Но некоторым операторам, наверное, все равно, что, к примеру, творится на том же агентском рынке. А вот нам – то есть тем операторам, которые имеют собственные офисы продаж, это небезразлично. Большие операторы смотрят на бездумно раздающих скидки агентов и думают: «Ну, хочешь ты бесплатно работать – работай!» А нам не все равно, когда туристы идут не в наш офис, а в соседний.
– Можно ли в этом вопросе навести порядок?
– Можно – когда оператор начнет разрывать договора с демпингующими агентствами. Хороший вариант — четко прописывать размер скидки в договорах. Потому что на словах договориться все равно не удастся. Такой уж у нас менталитет. Основная масса все-таки не готова придерживаться общепринятых негласных правил, мы все время хотим их нарушать.
– Этот сезон стал сезоном банкротств операторов. Какие законодательные инициативы, на ваш взгляд, могли бы защитить рынок?
– Единственный вариант – это обязательное страхование турпакета! Есть же медицинская страховка в туризме. А страхование турпакета или страхование риска туриста – это даже выгоднее чем медицинское страхование. В медицине огромное количество случаев, а банкротства – редкость. Сознательно никто не банкротится.
Главная задача белорусского государства – не только защитить клиентов, но и обезопасить национальных туроператоров и турагентов. Надо учитывать, что наш национальный бизнес заинтересован в стабильности рынка и никогда не бросает ни партнеров, ни туристов.
Конечно, периодически появляются на рынке какие-то одноразовые турагентские конторы, которые обманывают людей, собирают деньги и проигрывают их в казино. Но профессионалы турбизнеса, которые десятки лет на рынке, – ничем и никогда себя не запятнали. Белорусский национальный туристический бизнес очень профессиональный и чистоплотный, важно сохранить его, дать ему возможность жить и развиваться.
– Спасибо за интервью. Успехов!
Беседовала Лилия Кобзик