Департамент по туризму провел круглый стол по изменению законодательства

Департамент по туризму провел круглый стол по изменению законодательства

3 апреля, в рамках выставки «Отдых – 2019» состоялся круглый стол, посвященный проекту нового Закона «О туризме». Окончательного варианта проекта пока нет, но главные нововведения авторы законопроекта озвучили.

В мае, насколько мы поняли, финальный вариант документа будет представлен на суд общественности, а в августе проект уже должен находиться в Палате представителей и у Президента.

Департамент представляли главный юрисконсульт Департамента по туризму Александр Кречетов и заместитель директора Департамента Виталий Грицевич.

Главная «бомба» проекта – это, конечно, страхование ответственности туроператоров (фингарантии). По словам Виталия Грицевича, Министерство предлагает три варианта такой страховки на случай банкротства и невозможности выполнить оператором свои обязательства – страхование ответственности, банковские или иные гарантии и фонд персональной ответственности. Тому, кто хочет быть туроператором, можно выбрать один из вариантов. Все три – абсолютное новшество для нашего рынка и, конечно, вызывают волнение и вопросы у профессионалов.

Наиболее приемлемый вариант уберечь туристов от потерь в случае неисполнения оператором своих обязательств – страхование каждого турпакета (именно это предлагает РСТО) – Министерство пока в проект не закладывает, ссылаясь на то, что такой вид страхования не проработан со страховщиками. Но ведь, откровенно говоря, вариант страхования туроператорской ответственности, судя по всему, еще меньше обговорен со страховыми компаниями и вызывает как отторжение у страховщиков, так и огромное количество вопросов в связи с печальным российским опытом. Банковские гарантии, возможно, были бы и разумным вариантом, будь мы европейской страной с крепким национальным рынком. Но, учитывая большое количество небольших местных операторов – в том числе, автобусных, работающих качественно и гарантированно, но вряд ли могущих предоставить банку имущественные гарантии, – этот вариант тоже кажется сомнительным – потеряем базис национального туроперейтинга.

Вариант, к которому, судя по всему, склоняется Министерство, – фонды персональной ответственности. Что это такое – пока не ясно, но, похоже, что-то среднее между российской «Турпомощью» и возможностью получить дополнительные средства для развития въездного и внутреннего туризма. Такой фонд может существовать при общественной организации в сфере туризма – у нас их на сегодняшний день две – РСТО (глава – Иван Чура) и РСТИ (глава – Филип Гулый). Это, конечно, если не считать Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков (руководитель – Николай Чирский), а также некогда заявившей о себе Ассоциации туристических организаций при Союзе предпринимателей им. Кунявского, которую возглавляет Владимир Булатов. Чтобы иметь возможность отчислять деньги в фонд, нужно, соответственно, будет вступить в одну из перечисленных организаций. Размеры отчислений в фонд (которые в случае чего покроют убытки от банкротства участника фонда) пока не ясны. Ходят слухи об 1% от оборота и, конечно, профессионалы поговаривают, что это очень много.

Интересный момент – кто будет контролировать фонды? Сама общественная организация с данной функцией, учитывая потенциально немалые финансовые емкости фондов, не справится. Значит, нужен некий наблюдательный орган. В общем, система эта достаточно тяжеловесная, и непонятно еще, как она заработает в случае банкротства. Добавим – особенно, если государство будет из этих фондов деньги потихоньку изымать на нужды того же инкаминга или инфраструктуры. Хотя это всего лишь гипотеза. Очевидно, что Министерство, столкнувшись с новой реальностью после скандала с «Натали Турс», пытается найти какой-то приемлемый для всех вариант серьезного реформирования отрасли – так сказать, решительно и четко ответить на вызов времени. Но не факт, что кардинальные реформы жизненно необходимы нашему небольшому рынку с, прямо скажем, слабоватым национальным туроперейтингом.

Вообще, по-хорошему, надо бы создавать реальные механизмы дополнительного финансирования развития внутреннего и въездного туризма. От спонсорских проектов до нормального льготирования строительства инфраструктуры. Еще лет 10-15 назад многие туроператоры, специализирующиеся именно на выездном туризме, вынашивали патриотические идеи строительства в Беларуси собственных гостиниц и ресторанов, реконструкций старинных объектов под туристическую инфраструктуру. В итоге, выкупленная под отели земля так и осталась кусками земли, а те, кто построил рестораны на трассе, десять раз пожалели об этом – столкнувшись со всеми бюрократическими препятствиями. Обложив налогом выездной туризм, въездной не поднять – деньги так не работают. Но это отдельная тема!

Что говорили профессионалы турбизнеса на встрече по поводу предложенных Министерством вариантов? Игорь Чернозипунников, глава компании «Дитриб», высказался достаточно категорично: «Наша проблема не в белорусских операторах, которые все поголовно агенты зарубежных турфирм, а в тех игроках, которые уводят средства за рубеж. Им и нужны операторские гарантии. У белорусских операторов счета находятся здесь, и мы не банкротимся, а если что-то происходит, то всегда решаем проблемы!» В кулуарах коллеги поддержали Игоря, добавив, что в тех условиях, в которых операторы сегодня работают с «Белавиа» – деньги вперед! – обанкротиться так, чтобы «кинуть» туристов, в принципе, невозможно. Как сказала на круглом столе директор компании «Солвекс» Оксана Бичун, «Введя новый закон с непроработанными вариантами страхования туроператоров, одним росчерком пера вообще можно ликвидировать отрасль!» Добавим, что для фирм, специализирующихся на въездном и внутреннем туризме, какие либо финансовые гарантии на случай банкротства вводить не планируют.

Одна из проблем отрасли – наш «лохматый» рынок, где профессиональные качества, в связи с отменой лицензирования и сертификации, никак не регламентируются. Министерство предлагает ввести ответственность за невнесение фирмы в Реестр. Выступавшие на круглом столе турагенты – Елена Кудлакова (агентство «А») и Александр Самусенко (агентство «ТурМастер») – предложили ввести квалификационные требования для попадания в Реестр. Таким образом, можно было бы не поднимать вопросы об обязательной сертификации и лицензировании. Сертификация в том виде, в котором она сейчас проходит, вызывает неприятие из-за устаревших ГОСТов и прочих нелепых и несовременных норм. Лицензирование противоречит курсу на либерализацию бизнеса. Значит, нужно усилить Реестр. Опять-таки – это тоже пока только предложение.

Консенсус в отрасли вроде бы найден по разделению ответственности – туроператорской и турагентской. Туроператор должен нести ответственность за продукт, турагент – за продажу. В случае проблем у туроператора (банкротство, невыполнение обязательств) турагент может потерять только свое комиссионное вознаграждение.

Также очевидно, что в новом Законе будет устранен анахронизм, который уже лет 7, а то и 10 раздражает отрасль и мешает законно проводить онлайн продажи, — необходимость личной подписи на договоре.

Много вопросов накопилось у экскурсоводов, которые хотели бы, чтобы в Законе «О туризме» для них были прописаны четкие правила игры – с одной стороны, не сдерживающие развитие этой части внутреннего туристического продукта, с другой – не допускающие на рынок «чужаков», непрофессионалов и т.д. Скорее всего, что все подробно в Законе на этот счет не пропишешь, потребуется Постановление Совмина. К примеру, на сегодняшний день достигнута устная договоренность о том, что МВД будет как-то контролировать наличие сертификатов на проведение экскурсий у гидов и экскурсоводов. Но без четких указаний милиционеры вряд ли будут присматриваться к людям, ведущим группу по Минску или любому другому городу. Во многих странах для таких функций предусмотрена специальная полиция, но мы до этого, безусловно, не доросли.

Доросла ли Беларусь до нового Закона? Посмотрим! Будет ли это «ямочный ремонт» или совершенно новая дорога, по которой пойдет отрасль, – пока неясно. Как мы уже неоднократно писали, РСТО предлагает «не ломать» то, что уже создано на рынке и не плохо функционирует. Достаточно внести ясность в ряд основополагающих определений, дать возможность спокойно развиваться рынку, в том числе – и онлайн продажам, разумно разделить ответственность между турагентами и туроператорами и застраховать каждый пакет, разработав конкретный механизм такого страхования со страховщиками, Министерством финансов и Министерством спорта и туризма. Так мы защитим и национальный рынок, и туристов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *