Началось общественное обсуждение проекта Закона «О туризме»

Началось общественное обсуждение проекта Закона «О туризме»

В пятницу, 12 июля, разработчик документа – Министерство спорта и туризма опубликовало информацию о старте общественного обсуждения проекта.

Как указано на сайте МСиТ, замечания и предложения по проекту можно высказать с 12 по 28 июля 2019 г., в специальном разделе на правовом форуме.

Надеемся, что туристическая общественность проявит активность и оставит комментарии на вышеуказанном форуме. Ведь данный документ кардинально отличается от того Закона, который отрасль имела до сих пор, и может полностью перекроить туристический рынок Беларуси.

Республиканский Союз туристических организаций полностью публикует документ на сайте TOURSOYUZ.BY.

Напоминаем, что проект в данном виде РСТО не согласовал, отправив соответствующее письмо в Министерство спорта и туризма.

Главный камень преткновения – статьи 18 и 19, в которых говорится о введении страховых и банковских гарантий, а также фонда персональной ответственности.

Мы будем рады предоставить площадку нашего портала для высказывания любых мнений по поводу нижеизложенного документа.

Проект Закона Республики Беларусь

О туризме

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при:

осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями туристической деятельности;

совершении физическими лицами туристических путешествий;

экскурсионном обслуживании;

организации и обеспечении безопасности в сфере туризма.

Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с:

деятельностью некоммерческих организаций и созданных ими юридических лиц, на которые законодательством возложены функции по организации и проведению в Республике Беларусь и иностранных государствах дней экономики, выставок, ярмарок, презентаций, симпозиумов, конференций, деловых визитов (миссий), мероприятий, направленных на получение образования руководителями и специалистами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

совершением физическими лицами путешествий (поездок) на срок, превышающий один год.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие термины и их определения:

аудиогид (мобильная экскурсия) – фонограмма на белорусском, русском или иностранном языке, воспроизводимая открыто или индивидуально посредством отдельного технического устройства или приложения для мобильного устройства, предназначенная для ознакомления участников туристической деятельности с экскурсиями, воспроизводимыми
в транспортных средствах, учреждениях культуры, местах выставок, иных местах;

гид-переводчик – совершеннолетнее физическое лицо, свободно владеющее иностранным языком (иностранными языками) и обладающее знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для проведения экскурсий участникам туристической деятельности на иностранном языке;

маршрут туристического путешествия – путь следования туристов, экскурсантов, включающий перечень основных мест, последовательно посещаемых туристами, экскурсантами во время совершения туристического путешествия;

нерезиденты Республики Беларусь – физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, а также юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные
в соответствии с законодательством иностранных государств;

субъекты туристической деятельности – туроператоры, турагенты;

субъекты туристической индустрии – субъекты туристической деятельности, а также иные юридические лица и (или) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с удовлетворением потребностей туристов, экскурсантов во время совершения туристического путешествия и (или)
в связи с этим туристическим путешествием;

тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих четырех услуг: по перевозке, размещению, экскурсионные и иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке, размещению или экскурсионным услугам, позволяющие совершить туристическое путешествие;

турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие турагентскую деятельность;

турагентская деятельность – предпринимательская деятельность, направленная на совершение по поручению туроператоров – резидентов Республики Беларусь юридических действий по продвижению и реализации сформированных туров участникам туристической деятельности, а также
по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия;

туризм – туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации;

турист – физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период от 24 часов до одного года или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристическая деятельность – туроператорская и турагентская деятельность;

туристическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристических ресурсов и которая создана в целях развития въездного
и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов;

туристическая индустрия – совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов
и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием;

туристические ресурсы – природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья;

туристические услуги – услуги по перевозке, размещению, экскурсионные и иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке, размещению или экскурсионным услугам, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта;

туристическое путешествие – организованное самостоятельно или с помощью субъектов туристической деятельности путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с туристической целью;

туроператор – юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность;

туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия;

услуги, связанные с организацией туристического путешествия – услуги субъектов туристической деятельности по оказанию участникам туристической деятельности содействия в приобретении туров, в том числе консультирование по приобретению туров и иным вопросам совершения туристического путешествия, подбор туров, бронирование мест в транспортных средствах и средствах размещения, услуги по заполнению (оформлению) документов, необходимых для совершения туристического путешествия, и их подаче в соответствующие органы (организации);

участники туристической деятельности – туристы, экскурсанты, а также юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

фактически понесенные расходы – расходы субъекта туристической деятельности по реализации тура субъектам или участникам туристической деятельности, подтверждаемые документами, содержащими источник таких расходов;

экскурсант – физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;

экскурсионное обслуживание – деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий, в том числе с возможностью использования аудиогидов (мобильных экскурсий);

экскурсия – туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, а также посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий;

экскурсовод – совершеннолетнее физическое лицо, обладающее знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для проведения экскурсий участникам туристической деятельности на русском или белорусском языке.

Статья 3. Законодательство о туризме

Законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международными договорами, участником которых является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила соответствующих международных договоров.

Статья 4. Организационные формы и виды туризма

  1. Организационными формами туризма являются международный
    и внутренний туризм.
  2. Международный туризм включает в себя:

выездной туризм – туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории Республики Беларусь;

въездной туризм – туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих
в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.

Внутренний туризм – туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.

  1. Особенности организации отдельных видов туризма (агроэкотуризм, самодеятельный, событийный, культурно-познавательный, образовательный, социальный, медицинский, деловой, экологический
    и другие виды) регулируются законодательством.

Единая классификация видов туризма устанавливается Министерством спорта и туризма с учетом туристических целей.

Статья 5. Туристические цели

Туристическими целями являются отдых, оздоровление, познавательные, образовательные, паломнические, деловые, другие цели без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).

Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Статья 6. Общие положения государственного регулирования сферы туризма

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта
и туризма, местными исполнительными и распорядительными органами, Советами депутатов и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 7. Основные принципы государственного регулирования сферы туризма

Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма являются:

защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;

развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами;

поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;

развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности в сфере туризма;

гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма;

равный доступ участников туристической деятельности к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии.

Статья 8. Основные цели и приоритетные направления государственного регулирования сферы туризма

  1. Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:

обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения, иных прав, реализуемых в сфере туризма;

защита прав и законных интересов субъектов и участников туристической деятельности;

формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов;

обеспечение равного доступа участников туристической деятельности к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии;

рациональное использование туристических ресурсов;

создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Беларусь, с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;

развитие туристических зон;

развитие международных контактов.

  1. Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере туризма

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма и осуществляет иные полномочия в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере туризма

Совет Министров Республики Беларусь:

обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 11. Полномочия Министерства спорта и туризма в сфере туризма

Министерство спорта и туризма:

является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в сфере туризма;

осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

осуществляет государственное регулирование и управление в сфере туризма, а также создание условий для развития туристической деятельности;

формирует проекты государственных программ в сфере туризма, устанавливает порядок организации и проведения мероприятий указанных программ, а также использования бюджетных назначений, выделяемых на проведение мероприятий указанных программ;

осуществляет разъяснение вопросов применения настоящего Закона и иных актов законодательства о туризме;

проводит информирование субъектов и участников туристической деятельности по вопросам, относящимся к его компетенции;

осуществляет защиту прав потребителей туристических услуг;

осуществляет контроль за соблюдением субъектами туристической деятельности законодательства в сфере туризма;

направляет предписания субъектам туристической деятельности о выявленных нарушениях законодательства о туризме и принятии мер по их устранению;

выполняет иные функции, возложенные на него настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Полномочия местных исполнительных
и распорядительных органов, Советов депутатов в сфере туризма

Местные исполнительные и распорядительные органы:

разрабатывают и обеспечивают реализацию мер по развитию туризма на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь;

консультируют субъектов и участников туристической деятельности по законодательству о туризме;

осуществляют защиту прав потребителей туристических услуг;

осуществляют контроль за соблюдением субъектами туристической деятельности законодательства в сфере туризма;

направляют предписания субъектам туристической деятельности о выявленных нарушениях законодательства о туризме и принятии мер по их устранению;

извещают в соответствии с их компетенцией Министерство спорта и туризма о фактах оказания субъектами туристической деятельности услуг ненадлежащего качества и иных нарушениях законодательства о туризме;

обеспечивают равный доступ участников туристической деятельности к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии;

обеспечивают создание и функционирование туристических информационных центров на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь;

выполняют иные функции, возложенные на них настоящим Законом и иными актами законодательства.

Местные Советы депутатов в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма.

Статья 13. Государственные программы в сфере туризма

Государственные программы в сфере туризма формируются и утверждаются в соответствии с законодательством.

Финансирование мероприятий государственных программ в сфере туризма осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств организаций и иных источников, не запрещенных законодательством.

Перечень мероприятий государственных программ в сфере туризма, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 14. Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь

  1. Межведомственный экспертно-координационный совет
    по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг, реализации основных целей и приоритетных направлений государственного регулирования сферы туризма, а также для выработки решений по:

проведению государственной политики в сфере туризма;

привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;

реализации международных договоров, участником которых является Республика Беларусь, и международных программ по вопросам поддержки и развития туризма;

обеспечению и защите интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии в сфере туризма;

совершенствованию законодательства о туризме.

  1. Положение и состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 15. Создание туристических зон

  1. Туристические зоны создаются по предложениям государственных органов, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Решение о создании туристической зоны принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании заключений Министерства спорта и туризма, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительных органов о целесообразности
и эффективности ее создания.

  1. Порядок создания туристических зон определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Статья 16. Понятие туристического информационного центра

В целях содействия развитию международного и внутреннего туризма, формирования и распространения информации о Республике Беларусь и ее туристическом потенциале создаются туристические информационные центры, в том числе за пределами Республики Беларусь.

Туристическими информационными центрами признаются организации, осуществляющие сбор, накопление, обработку, анализ
и распространение информации о:

достопримечательностях, памятниках искусства, истории
и архитектуры Республики Беларусь;

особо охраняемых природных территориях;

туристических ресурсах;

агроэкоусадьбах;

гостиницах и аналогичных средствах размещения;

предлагаемых экскурсиях;

культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, организуемых на территории Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

расписании движения транспорта;

иной информации, необходимой для субъектов и участников туристической деятельности.

Статья 17. Создание, функционирование и учет туристических информационных центров

  1. Туристические информационные центры создаются местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими и физическими лицами в любой организационно-правовой форме, за исключением потребительского, производственного кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с законодательством.

Туристические информационные центры могут создаваться в виде структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного.

  1. Туристические информационные центры должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква ”i“ белого цвета и который размещается на вывеске, информационном стенде (табло) по месту нахождения туристического информационного центра.
  2. Порядок и условия создания и функционирования туристических информационных центров, а также их учета определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 4

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Статья 18. Условия осуществления туристической деятельности

  1. В целях защиты прав и законных интересов субъектов
    и участников туристической деятельности субъекты туристической деятельности вправе осуществлять туристическую деятельность на территории Республики Беларусь при включении в реестр субъектов туристической деятельности в порядке, установленном статьей 21 настоящего Закона.

Туроператоры, помимо соблюдения требования, предусмотренного частью первой настоящего пункта, также обязаны иметь в наличии действующий договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию (банковские гарантии) исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг, если иное не установлено настоящим Законом.

Величина гарантийной суммы по видам финансового обеспечения гражданской ответственности туроператора, предусмотренным частью второй настоящего пункта, не может быть ниже годового дохода или иного годового показателя финансово-хозяйственной деятельности туроператора.

  1. Финансовое обеспечение гражданской ответственности туроператора, предусмотренное частью второй пункта 1 настоящей статьи, не требуется в отношении:

субъектов туристической деятельности, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Республики Беларусь в период, не превышающий 24 часов подряд;

туроператоров, имеющих фонд персональной ответственности туроператора, сформированный в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

  1. Осуществление туристической деятельности при несоблюдении требований, установленных настоящей статьей, запрещается.

Статья 19. Фонд персональной ответственности туроператоров

  1. Для защиты прав и законных интересов участников туристической деятельности, а также представления интересов субъектов туристической индустрии, защиты их прав и законных интересов, субъекты туристической индустрии – резиденты Республики Беларусь вправе объединяться в ассоциации (союзы) субъектов туристической индустрии (далее – ассоциация (союз)).
  2. В отношении туроператоров, являющихся членами ассоциации (союза), ассоциацией (союзом) формируется фонд персональной ответственности туроператора за счет ежегодного взноса туроператора.

Размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора должен быть:

в сфере выездного туризма – не менее одного процента от выручки по реализованным туроператором турам за предыдущий год;

в сфере въездного туризма – не менее двух десятых процента от выручки по реализованным туроператором турам за предыдущий год.

Ассоциация (союз) вправе корректировать размер взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора в сторону увеличения, но не более чем до семи процентов выручки по реализованным туроператором турам за предыдущий год, при наличии экономической обоснованности такого увеличения и с согласия членов ассоциации (союза).

  1. Средства фонда персональной ответственности туроператора предназначены для выплаты денежных средств, причитающихся субъектам и участникам туристической деятельности в целях возмещения реального ущерба, возникшего при неисполнении туроператором своих обязательств по оказанию туристических услуг либо в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения возложенных обязательств.

По решению ассоциации (союза) при согласии членов ассоциации (союза) средства фонда персональной ответственности туроператора также могут быть использованы на цели, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

  1. Порядок учреждения, функционирования и ликвидации ассоциаций (союзов), а также порядок формирования и хранения средств фонда персональной ответственности туроператора определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Формирование, продвижение и реализация туров

  1. Формирование тура включает в себя:

составление программы туристического путешествия;

формирование комплекса туристических услуг, позволяющих совершить туристическое путешествие.

К формированию тура также относится приобретение права
на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь.

  1. Программа туристического путешествия включает в себя информацию:

о маршруте туристического путешествия, дате и времени, месте начала и окончания туристического путешествия;

о порядке встречи и проводов, сопровождения туриста, экскурсанта;

о характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, экскурсанта, сроках стыковок (совмещений) рейсов;

о характеристике средств размещения туристов, в том числе
их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания;

о порядке обеспечения питания туриста, экскурсанта во время осуществления туристического путешествия;

о перечне и характеристике иных оказываемых туристических услуг;

о туроператоре, сформировавшем тур.

Комплекс туристических услуг составляют услуги, которые оказывает туроператор самостоятельно и (или) права на которые туроператор приобретает на основе договоров с третьими лицами, в том числе нерезидентами Республики Беларусь.

  1. Продвижение тура включает в себя комплекс мер, направленных на формирование спроса на туристические услуги, в том числе посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания каталогов, буклетов, публикации в средствах массовой информации.
  2. Реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров,
    не запрещенных законодательством, которые должны содержать условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

Реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.

Статья 21. Реестр субъектов туристической деятельности

  1. В Республике Беларусь в целях учета и систематизации информации о субъектах туристической деятельности формируется реестр субъектов туристической деятельности (далее – реестр).

Деятельность субъекта туристической деятельности без включения в реестр является незаконной.

  1. В реестр включаются сведения о субъектах туристической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.
  2. Формирование и ведение реестра осуществляются Министерством спорта и туризма или уполномоченной им государственной организацией в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Сведения о субъектах туристической деятельности, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства спорта и туризма в глобальной компьютерной сети Интернет.

  1. В реестр включаются следующие сведения о субъекте туристической деятельности:

наименование субъекта туристической деятельности;

регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

учетный номер плательщика;

обособленные подразделения (филиалы, представительства) юридического лица (при их наличии);

организационные формы туризма;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя субъекта туристической деятельности или наименование (фирменное наименование) юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, выполняющего функции единоличного исполнительного органа субъекта туристической деятельности;

адрес официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адрес электронной почты (при их наличии), номера контактных телефонов, в том числе лица, указанного в абзаце седьмом настоящего пункта;

сведения о туроператорах, с которыми субъект туристической деятельности, зарегистрированный в Республике Беларусь, имеет договорные отношения;

сведения, предоставляемые туроператорами, о наличии действующего договора страхования гражданской ответственности (номер и дата договора, наименование страховой организации, страховая сумма (лимит ответственности)), выданной (выданных) банковской гарантии (банковских гарантий), сформированном фонде персональной ответственности туроператора;

сведения о приостановлении туристической деятельности, сроке такого приостановления, источнике опубликования таких сведений;

сведения о наличии добровольной сертификации туристических услуг.

  1. Субъекту туристической деятельности может быть отказано
    во включении в реестр, если данным субъектом:

направлены сведения без соблюдения форм, установленных Советом Министров Республики Беларусь;

направлены заведомо недостоверные сведения;

сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, представлены не в полном объеме.

При отказе во включении в реестр Министерство спорта и туризма или уполномоченная им государственная организация в своем уведомлении субъекту туристической деятельности указывает основание отказа.

  1. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре,
    а также для исключения из реестра, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым и пятым пункта 8 настоящей статьи, субъект туристической деятельности направляет в Министерство спорта и туризма или уполномоченную им государственную организацию сведения не позднее десяти рабочих дней с даты возникновения соответствующего изменения (основания для исключения из реестра,
    за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым и пятым пункта 8 настоящей статьи).
  2. Включение сведений в реестр, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, содержащиеся в реестре, и исключение таких сведений из него осуществляются на основании информации субъекта туристической деятельности, которая должна им представляться
    в Министерство спорта и туризма или уполномоченную им государственную организацию по формам, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Представление информации субъектом туристической деятельности в Министерство спорта и туризма или уполномоченную им государственную организацию осуществляется в письменной форме или в виде электронного документа.

  1. Основаниями для исключения сведений о субъекте туристической деятельности из реестра являются:

исключение субъекта туристической деятельности из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

прекращение субъектом туристической деятельности своей деятельности;

систематическое нарушение субъектом туристической деятельности (три и более раз в течение года) законодательства о туризме и защите прав потребителей;

невозможность исполнения субъектом туристической деятельности своих договорных обязательств перед субъектами и участниками туристической деятельности, подтверждаемая судебным постановлением или решением иного уполномоченного органа.

  1. Для проверки сведений, представленных субъектом туристической деятельности, Министерство спорта и туризма или уполномоченная им государственная организация вправе в случаях
    и порядке, установленном законодательством, запрашивать и получать информацию у государственных органов, местных исполнительных
    и распорядительных органов и иных организаций.

Статья 22. Договор оказания туристических услуг. Заключение договора оказания туристических услуг в электронной форме

  1. По договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги,
    а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.
  2. Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя
    по договору третьими лицами. Исполнитель и туроператор несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора оказания туристических услуг.

Туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание заказчику (участнику туристической деятельности) туристических услуг независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

  1. Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме и помимо существенных условий, определенных законодательством, должен содержать следующие существенные условия:

стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;

сведения об исполнителе, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;

сведения о заказчике, а также о третьих лицах, если договором для них предусмотрено оказание туристических услуг, в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;

программу туристического путешествия;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Положения, предусмотренные частью первой настоящего пункта, распространяются на договоры оказания туристических услуг, совершаемые или исполняемые посредством смарт-контракта, с учетом особенностей, предусмотренных для данного вида договоров.

  1. Заказчик производит оплату полной стоимости туристических услуг субъекту туристической деятельности, являющемуся исполнителем по договору оказания туристических услуг, в порядке и сроки, предусмотренные данным договором.
  2. Договор оказания туристических услуг считается заключенным при согласовании его сторонами всех существенных условий.

Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

  1. Договор оказания туристических услуг может быть заключен в электронной форме с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Для заключения договора оказания туристических услуг в электронной форме участники туристической деятельности могут передать субъекту туристической деятельности информацию (заявку о заключении договора оказания туристических услуг и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте субъекта туристической деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет.

Официальный сайт субъекта туристической деятельности может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между субъектами и участниками туристической деятельности.

Договор оказания туристических услуг в электронной форме считается заключенным участником туристической деятельности
с момента подтверждения обеими сторонами согласия с условиями договора оказания туристических услуг.

При заключении договора оказания туристических услуг в электронной форме субъект туристической деятельности по желанию заказчика (участника туристической деятельности) обязан выдать ему подтверждение из информационной системы, содержащее сведения и текст заключенного договора оказания туристических услуг.

Порядок выдачи субъектом туристической деятельности заказчику (участнику туристической деятельности) подтверждения, предусмотренного частью пятой настоящего пункта, регулируется Правилами оказания туристических услуг, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

  1. Субъекты туристической деятельности вправе совершать и (или) исполнять сделки, иные юридически значимые действия при оказании участникам туристической деятельности туристических услуг посредством смарт-контракта.

Лицо, совершившее и (или) исполнившее сделку, иное юридически значимое действие посредством смарт-контракта, считается надлежащим образом осведомленным о ее условиях, в том числе выраженных программным кодом, пока не доказано иное.

Порядок совершения и (или) исполнения сделок, иных юридически значимых действий при оказании участникам туристической деятельности туристических услуг посредством смарт-контрактов определяется Правилами оказания туристических услуг, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Совершение и (или) исполнение субъектами туристической деятельности действий, указанных в части первой настоящего пункта, в отношении физических лиц осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона и законодательства о защите прав потребителей.

  1. Каждая из сторон вправе внести предложения по изменению или расторжению договора оказания туристических услуг в связи
    с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Статья 23. Оказание туристических услуг

Оказание туристических услуг и услуг, связанных с организацией туристического путешествия, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, Правилами оказания туристических услуг, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, иными актами законодательства.

Статья 24. Доведение субъектом туристической деятельности информации о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта

При оказании туристических услуг субъект туристической деятельности обязан довести до участников туристической деятельности информацию о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта в порядке, установленном Министерством спорта и туризма.

При организации международного туризма субъекты туристической деятельности также обязаны предоставить участникам туристической деятельности следующую информацию:

об основных правилах въезда и выезда страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), включая информацию об особенностях прохождения паспортного, визового, таможенного и прочего контроля, о сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и др.);

о необходимости предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи для въезда в страну (место) временного пребывания в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования;

об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), о религиозных обрядах, святынях, материальных историко-культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке;

о правилах поведениях туриста, экскурсанта при наступлении обстоятельств непреодолимой силы или иных непредвиденных обстоятельств;

о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений государства гражданской принадлежности или обычного места жительства туриста, экскурсанта в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) либо об иных организациях, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда).

Статья 25. Права и обязанности участников туристической деятельности

  1. Участники туристической деятельности имеют право на:

необходимую и достоверную информацию о программе туристического путешествия, о туроператоре, сформировавшем тур, иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а при международном туризме – также информацию, определенную частью второй статьи 24 настоящего Закона;

свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) ограничительных мер;

защиту своих прав как потребителей туристических услуг;

неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания туристических услуг, договора оказания экскурсионных услуг, и стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) туриста, экскурсанта, если иное не установлено законодательными актами или если участник туристической деятельности не выразил согласия
на распространение таких сведений;

обеспечение субъектом туристической деятельности качества и безопасности оказываемых туристических услуг;

возмещение субъектом туристической деятельности причиненных убытков (вреда) в случаях и порядке, установленных законодательством.

  1. Участники туристической деятельности обязаны:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), уважать политическое и социальное устройство, обычаи, традиции, религии населения посещаемых стран;

бережно относиться к окружающей среде, материальным историко-культурным ценностям;

соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (транзитного проезда);

самостоятельно ознакомиться и руководствоваться правилами выезда с территории Республики Беларусь и въезда на территорию Республики Беларусь;

соблюдать правила личной безопасности;

исполнять условия договора оказания туристических услуг.

  1. Участники туристической деятельности могут иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 26. Права и обязанности субъектов туристической деятельности

  1. Субъекты туристической деятельности имеют право:

на продвижение и реализацию туров в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

на получение в государственных органах, иных организациях в установленном законодательством порядке информации, необходимой для осуществления их деятельности;

принимать участие в разработке государственных программ в сфере туризма;

оказывать услуги, связанные с организацией туристического путешествия.

  1. Туроператоры дополнительно к правам, определенным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право на:

формирование тура по своему усмотрению, по заказу участников или субъектов туристической деятельности, иных субъектов;

определение минимального количества туристов, экскурсантов, необходимого для совершения туристического путешествия.

  1. Субъекты туристической деятельности обязаны:

принимать необходимые меры по соблюдению прав и законных интересов участников туристической деятельности;

предоставлять участникам туристической деятельности необходимую и достоверную информацию о программе туристического путешествия, о туроператоре, сформировавшем тур, информацию, предусмотренную статьей 24 настоящего Закона, иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;

обеспечить безопасность туристических услуг;

возместить в случаях и порядке, установленных законодательством, убытки (вред), причиненные участнику туристической деятельности;

исполнять условия договора оказания туристических услуг.

При организации международного туризма субъекты туристической деятельности также обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью второй статьи 24 настоящего Закона, в следующем порядке:

при реализации туров субъектам туристической деятельности –
в рамках договоров комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством;

при реализации туров участникам туристической деятельности –
в рамках договоров оказания туристических услуг.

  1. Субъекты туристической деятельности могут иметь иные права
    и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 27. Качество оказания туристических услуг

Качество туристических услуг должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства, а также условиям договора оказания туристических услуг, а качество оказания услуг, связанных с организацией туристического путешествия – требованиям, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства.

При отсутствии или неполноте правового регулирования качества туристических услуг, услуг, связанных с организацией туристического путешествия, качество туристических услуг, услуг, связанных с организацией туристического путешествия, должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего типа.

Если законодательством страны (места) временного пребывания предусмотрены обязательные требования к качеству туристических услуг, такие услуги должны быть оказаны с соблюдением этих требований.

Статья 28. Претензионный порядок регулирования споров

До обращения в органы, уполномоченные осуществлять защиту прав и законных интересов потребителей, за разрешением спора, вытекающего из договора оказания туристических услуг, а также до предъявления к субъекту туристической деятельности иска, вытекающего из договора оказания туристических услуг, обязательным является предъявление заказчиком (участником туристической деятельности) соответствующей претензии исполнителю.

Если тур сформирован субъектом туристической деятельности, иным, чем тот, с которым заключен договор оказания туристических услуг, заказчик (участник туристической деятельности) вправе по своему усмотрению предъявить претензию субъекту туристической деятельности, сформировавшему тур.

Правила, предусмотренные частью первой настоящей статьи, распространяются, в том числе, на оказание субъектами туристической деятельности услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Статья 29. Односторонний отказ от исполнения обязательств
по договору оказания туристических услуг

  1. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться
    от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

В случае, если денежная сумма, уплаченная заказчиком по договору оказания туристических услуг, от исполнения которого заказчик отказался, превышает фактически понесенные расходы исполнителя на исполнение такого договора, исполнитель обязан вернуть заказчику уплаченную им по договору оказания туристических услуг денежную сумму за вычетом фактически понесенных расходов в течение четырнадцати дней со дня получения подтверждения таких расходов, если меньший срок не предусмотрен договором оказания туристических услуг.

За нарушение срока, предусмотренного частью второй настоящего пункта, исполнитель уплачивает заказчику за каждый день просрочки неустойку в размере и порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.

При неподтверждении исполнителем фактически понесенных расходов, отказе в предъявлении заказчику документов, подтверждающих такие расходы, или отсутствии четко обозначенного в документах источника фактически понесенных расходов исполнитель обязан вернуть стоимость туристических услуг в полном объеме.

  1. Если случаи отказа от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг не предусмотрены договором, исполнитель вправе в любой момент отказаться от исполнения обязательств
    по договору оказания туристических услуг при условии полного возмещения заказчику убытков. При этом если исполнитель договора оказания туристических услуг отказывается от исполнения обязательств по договору во время совершения туристического путешествия, он обязан по желанию туриста, экскурсанта организовать их возвращение в место начала (окончания) туристического путешествия на условиях, не хуже предусмотренных договором оказания туристических услуг.
  2. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются, в том числе, на оказание субъектами туристической деятельности услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Глава 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 

Статья 30. Экскурсионное обслуживание

  1. Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании:

договора оказания туристических услуг, когда такое обслуживание является частью комплекса или комплексом туристических услуг, оказываемых во время совершения туристического путешествия или в связи с ним;

договора оказания экскурсионных услуг, когда оно осуществляется посредством оказания услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий, субъектов туристической деятельности, в том числе посредством предоставления участникам туристической деятельности аудиогидов (мобильных экскурсий);

иных, не запрещенных законодательством договоров, предусматривающих нормы об экскурсионном обслуживании.

  1. Если договором оказания экскурсионных услуг не предусмотрено иное, договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме с момента:

выдачи экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату за оказываемые услуги независимо от форм расчета;

квитанции на экскурсионные услуги по форме, установленной Министерством спорта и туризма;

совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного
и информационного пространства Республики Беларусь.

  1. Экскурсионное обслуживание, оказываемое субъектами туристической деятельности в рамках комплекса туристических услуг с использованием аудиогидов (мобильных экскурсий), носит сопутствующий характер.

Статья 31. Проведение экскурсий на территории Республики Беларусь

Экскурсии на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию, а также работающие в организациях при проведении экскурсий в данных организациях, иные лица в соответствии с законодательными актами.

Порядок и условия прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Использование аудиогидов (мобильных экскурсий) при экскурсионном обслуживании допускается после прохождения процедуры защиты текстов аудиогидов (мобильных экскурсий) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Проведение экскурсий на территории Республики Беларусь с нарушением требований, установленных настоящей статьей, запрещается.

Статья 32. Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь

В Республике Беларусь ведется Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь, в который включаются сведения об экскурсоводах и гидах-переводчиках, прошедших профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию.

Формирование и ведение Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь осуществляет Министерство спорта и туризма или уполномоченная им государственная организация в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 6

БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Статья 33. Общие вопросы безопасности в сфере туризма

Под безопасностью в сфере туризма понимаются сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, экскурсантов, непричинение вреда окружающей среде при совершении туристических путешествий.

Министерство спорта и туризма на основании сведений, предоставляемых Министерством иностранных дел или иным уполномоченным государственным органом, информирует субъектов и участников туристической деятельности о странах (местах), посещение которых в данное время представляет угрозу безопасности туристов, экскурсантов, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет
и иных средствах массовой информации.

Статья 34. Вопросы безопасности участников туристической деятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Беларусь государство принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества туристов, экскурсантов.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами территории Республики Беларусь при международном выездном туризме государство принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества туристов, экскурсантов, в том числе меры по их эвакуации из страны (места) временного пребывания (транзитного проезда).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, приобретшим туры субъектов туристической деятельности – резидентов Республики Беларусь, предполагающие совершение туристического путешествия в рамках международного выездного туризма, обеспечивается возвращение в Республику Беларусь при отсутствии правовых препятствий для такого возвращения.

Статья 35. Предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам

Субъект туристической деятельности по желанию участника туристической деятельности обязан обеспечить предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам, экскурсантам для въезда в страну (место) временного пребывания, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования.

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
о туризме

Нарушение субъектами туристической деятельности законодательства о туризме влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Глава 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Признание утратившими силу законов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З ”О туризме“;

Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 257-З
”О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь
”О туризме“;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 206-З ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“;

Закон Республики Беларусь от 16 июня 2010 г. № 139-З ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“;

статью 7 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З
”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь“;

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 410-З ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“.

Статья 38. Переходные положения

  1. До вступления в силу настоящего Закона субъекты туристической деятельности обеспечивают соответствие своей деятельности требованиям, установленным настоящим Законом, а также подают соответствующие сведения в реестр.
  2. Туристические информационные центры, созданные до вступления
    в силу настоящего Закона, подлежат учету в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
  3. Договоры оказания туристических услуг, заключенные
    до вступления в силу настоящего Закона, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона.

Статья 39. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в течение года:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие
с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1 – 37 – через год после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments