Напоминаем, что рабочая группа была создана на круглом столе, который провел Республиканский Союз туристических организаций 20 марта.
Вчера, 25 марта, турагенты собрались в офисе AllTOUR в отеле Marriott. Присутствовали представители РСТО и РАТА.
Обсуждали консолидированные действия турагентов и туроператоров в создавшейся ситуации. Как подчеркнул на собрании Председатель Правления РСТО Руслан Сегенюк, сейчас не стоит противопоставлять друг другу интересы турагентов и туроператоров – и те, и другие представители турбизнеса оказались на пике проблем. Туроператоры заняты возвратами и переносами, оптимизацией работы в условиях форс-мажора, новыми договорными отношениями с поставщиками, которых огромное количество по всему миру. Турагенты в офисах ищут правильные слова для клиентов и алгоритм действий в создавшихся условиях. Все вместе – и операторы, и агенты – должны прийти к общим, удовлетворительным условиям для работы с целой армией клиентов, которые в данный момент находятся в растерянности и ждут правильных и убедительных аргументов от своих агентов.
Как подчеркивали в процессе заседания рабочей группы многие выступающие, белорусским турагентам сейчас остро нужна отсрочка исполнения обязательств по возврату денежных средств. В основном, озвучивается дата предполагаемого моратория – до 31 декабря 2020 года. Но все чаще со стороны профессионалов звучат мысли о том, что, пожалуй, этот срок является полумерой – вряд ли туристы захотят переносить свои летние туры на зиму (если так сложатся условия). Если вдруг, не дай Бог, конечно, эпидемия затянется, то, возможно, речь будет идти о переносах поездок на следующий год.
Еще один важный ход, который мог бы снять напряжение на рынке, — трехстороннее дополнительное соглашение о депозите между туристом, агентом и оператором. Это соглашение дало бы необходимую меру спокойствия для клиентов, а для агентов – весомый аргумент в переговорах с туристами.
В целом, вопросы взаимодействия туроператоров и турагентов, конечно, должны обсуждаться на двусторонних встречах. Добавим, что операторы также не стоят в стороне от проблем агентов, в частности, некоторые уже разработали скрипты ответов на запросы клиентов. Только взаимными усилиями можно более-менее обуздать сложившуюся ситуацию, направить ее в контролируемое русло – с тем, чтобы и агенты с операторами могли без судьбоносных потрясений выйти из кризиса, и туристы в «послекарантинное», «послекризисное» время – спокойно получить оплаченные услуги.
Тур аннулирован ещё 16 марта (оператор Тезтур, аннулированный мной тур 20475482 (агентство Ванда), когда ещё не было паники. Почему нет возврата денег? Написал претензию 15 апреля, вчера обратился в Общество по защите прав потребителя.