Какую юридическую работу проводит РСТО и на какую помощь могут рассчитывать члены Союза?

Какую юридическую работу проводит РСТО и на какую помощь могут рассчитывать члены Союза?

Об этом наш разговор со штатным юристом Союза, правовым экспертом РСТО Сергеем Цурко.

— Сергей Иванович, какие актуальные документы в настоящий момент разработаны в Союзе?

— Это документы, которые помогают туристическим компаниям решать проблемы, возникшие в туризме в результате кризиса, пандемии и закрытых границ. Речь идет о допсоглашении с возможностью депонирования денежных средств, сертификате на депонированную сумму, а также дополнительном соглашении о безопасном путешествии в условиях пандемии.

— Давайте разберем эти документы по порядку.

— Всем заинтересованным туристическим компаниям мы подготовили дополнительное трехстороннее соглашение (операторы, агенты, туристы), где предусмотрели возможность депонирования денежных средств – такой документ нужен и агентствам, и туристам, и операторам. Сумма привязана к валюте  на момент оплаты тура. Для чего это делается? Для того, чтобы выполнить перед туристами свои обязательства.

Мы исходим из того, что туристическая компания всегда стоит на страже выполнения своих обязательств перед туристом. Это аксиома! Коронавирус или какая-то другая проблема – не важно – обязательства перед клиентами должны быть исполнены!

Разработанные дополнительные соглашения предлагают  сохранить денежные средства туристов с возможностью использовать их в счет оплаты новых туров вплоть до 31.12.2021 г.  или обеспечить возврат денежных средств до конца нынешнего года.

Туристическим компаниям надо дать возможность выполнить свои обязательства перед клиентом! Но, безусловно, сам факт нового заключенного дополнительного соглашения не говорит о том, что поездка не может быть осуществлена в оговоренные договором сроки.

Мы видим, что Евросоюз намерен открываться с 15 июня, массовые направления потихоньку объявляют о сроках начала сезона. Как только та или иная граница для белорусов откроется – возможность отправиться в путешествие уже есть. Заказчик вправе отправиться в забронированный тур.

— А может ли фирма менять направления на законных обстоятельствах? Скажем, турист забронировал Турцию, а ему предлагают отправиться в Албанию, потому что эта страна уже открыла границы, а с Турцией еще неизвестно что будет этим летом…

— С точки зрения законодательства это возможно. И Гражданский кодекс, и Закон «О туризме» позволяют это делать. Вопрос только в принимающей стороне, которая уже получила деньги. Ведь мы же исходим из того, что подавляющее большинство белорусских туркомпаний (туры продавались по акциям «раннего бронирования») перечислило деньги поставщикам услуг (авиакомпаниям, хотельерам) — в том числе за границу. Поэтому возможность смены направления нужно обсуждать в турфирме в каждом конкретном случае.

— Что с возвратом денег, если турист все же настаивает?  

— Во многих странах возврат денег по несостоявшимся турам на сегодняшний день просто невозможен. На него наложили мораторий. У нас пока такого моратория нет. Поэтому если принимающая сторона возвращает деньги и турист настаивает на возврате, клиент формально имеет право получить их в 7-14-дневный срок. Но в сегодняшних обстоятельствах туристы, настаивающие на возврате, должны понимать, что они рискуют потерять все. Турист может вернуть свои средства только за вычетом фактически понесенных расходов (или затрат). Сегодня, с учетом того, что деньги переведены за границу, фактически понесенные расходы (далее — ФПР) достигают 100 процентов.

По факту ФПР – это то, что исполнитель (туркомпания), получив деньги от туриста за организацию путешествия, перечислил поставщику услуг, в том числе зарубежному партнеру – авиаперевозчику, трансферной компании, отелю и т.д. И если партнер не вернул эти деньги фирме, то это и есть ФПР.

Конечно, если зарубежный партнер возвращает нашей компании все деньги за тур, то ФПР нет. Но сегодня партнер не может вернуть деньги. Деньги оплачены в отели, перевозчикам и так далее. Отели потратили средства на реновации. Перевозчики оплатили топливо и лизинг. То есть деньги ушли по назначению. И партнеры не обязаны нам их возвращать. Как я уже сказал, в странах, куда летают наши туристы, приняты законы об отсрочках – партнеры не обязаны возвращать деньги вплоть до конца 2021 года. Но партнеры могут предложить нам перенос поездок на те сроки и даты, когда это будет возможно, предоставить заказанные услуги и, таким образом, выполнить свои обязательства по договору.

То же самое предлагают и белорусские компании своим клиентам – исходя из международной практики, которая сейчас формируется прямо на наших глазах. Условия депонирования в виде допсоглашения представлено в Союз, все члены РСТО могут им воспользоваться.

— Какие еще документы, кроме допсоглашения, предлагает юридическая служба Союза?     

— Мы разработали правила введения сертификата. Сертификат пригодится на тот случай, если турист захочет иметь, наряду с допсоглашением, еще другой документ, гарантирующий и подтверждающий возможность получить услуги на конкретную сумму. Сертификат выдается на определенную сумму, и турист, в пределах этой суммы, вправе выбрать, куда ему лететь. Наш сертификат разработан по аналогии с подарочным сертификатом, который выдают различные торговые учреждения и учреждения, занимающиеся оказанием услуг. Если клиент выбирает тур в рамках суммы, указанной в сертификате, он ничего не платит, но если стоимость тура превышает сумму сертификата, то клиент доплачивает разницу. Эти правила укладываются в Постановление Совмина 2018 года о введении сертификатов в торговле и на предприятиях, оказывающих услуги.

— Сертификат именной?

— Нет, он не именной. Его можно подарить, им может воспользоваться кто-то из членов семьи или друзей клиента. Впрочем, сертификат можно сделать и именным, если турист захочет. Но, конечно, самый важный документ – это допсоглашение, где оговорены все условия.

Таким образом, сегодня, пока нет указа об отсрочке, который так ждет отрасль, у белорусского турбизнеса уже есть вполне реальная документальная база, с помощью которой можно работать с туристом и которая позволяет цивилизованно решать все вопросы. Это очень важно!

У нас есть Гражданский кодекс, важным пунктом которого является свобода выбора при заключении договора. Вот мы и хотим заключить с туристом договор на взаимоприемлемых условиях, и мы его уже заключаем при одобрении сторон. Допсоглашение – это тоже договор.

Если фирма и турист не договорятся, то и турист, и туркомпания потеряют все. В этом сейчас смысл нашего допсоглашения. Деньги ушли за границу. Подтверждающие документы  – платежные поручения, выписки из банковского счета, реестр платежей, из которого видно, кому и когда были перечислены деньги, подтверждение от нерезидента – принимающей стороны, что услуги оплачены, — туркомпании готовы предоставить. Поэтому выход только один — договариваться.

— Сергей Иванович, различные страны постепенно уже начинают открывать границы, возобновление чартерных программ по некоторым направлениям – уже не за горами. Какой документ поможет турфирмам и туристам сделать путешествие как можно более комфортным и безопасным?

— Мы разработали такой документ. Это допсоглашение о безопасном путешествии в условиях коронавируса. Это допсоглашение предусматривает различные моменты: если турист заболевает накануне поездки, если заболевает в месте отдыха и так далее. Раньше такие факторы легко регулировала обычная страховка. Теперь требуется специальное соглашение.

Давайте говорить откровенно: от всех болячек в этой жизни не застрахуешься! Но когда турист приходит в туркомпанию с целью приобрести тур, безусловно, он должен проверить состояние своего здоровья. Мы, конечно, не можем заставить туриста идти к врачу, но предупредить о необходимости проверки нужно.

Это допсоглашение также может предусматривать:

  • Возврат средств за туры и авиабилеты без штрафов в случаях, если у туристов выявляется COVID перед началом поездки (к примеру, за три дня);
  • Гарантию возврата денежных средств в полном объеме в случае отмены рейсов и закрытых границ в тех странах, куда куплен тур.

Хотя эти правила могут быть включены в допсоглашение только в том случае, если принимающая сторона, партнеры, авиаперевозчик готовы вернуть при обозначенных условиях денежные средства турфирме, чтобы та могла, в свою очередь, передать их клиенту.

Также обязательным условием этого допсоглашение должно быть наличие страховки у туриста – от невыезда и медицинская.

Турфирмам мы также рекомендуем оговаривать с партнерами новые условия сотрудничества. Мир изменился, и документальная база туризма также не стоит на месте, она меняется, подстраивается под условия нашего времени, становится такой, чтобы максимально обезопасить человека, отправившегося в путешествие.

Кроме того, в досоглашении предусмотрено напоминание туристу о мерах безопасного пребывания – как перед началом путешествия – на борту самолета, так и в стране прибытия, где на сегодняшний день существуют различные условия, связанные с безопасностью – дистанцирование, необходимость дезинфекции, набор антисептиков и так далее. В обязательном порядке должна быть подпись туриста о том, что он проинструктирован о правилах безопасного поведения в той или иной стране.

— Сергей Иванович, на какую юридическую поддержку сегодня могут рассчитывать члены РСТО?

— Консультации, разработка новых договоров, подготовка ответов туристам и туркомпаниям. Также, безусловно, готовы предоставить все документы, которые я уже перечислил. Вместе можем разобрать любую претензию и найти на нее адекватный ответ. Юридические моменты сегодня обрели, как известно, особую актуальность в деятельности турбизнеса, и РСТО готов оказать всевозможную помощь участникам Союза.

Правовая служба РСТО:

Сергей Цурко, юрист-лицензиат

yurist@toursoyuz.by

+375 29 6555 915.

С регламентом вступления в Республиканский Союз туристических организаций вы можете ознакомиться здесь.

10 причин для того, чтобы вступить в РСТО!

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Елена Марухина
3 лет назад

РСТО — единственный союз, который отстаивал интересы отрасли в сложившейся ситуации. Сегодня нам нужно объединяться и Союз очень удобная для того форма.