Быть или не быть? На круглом столе с участием депутатов вновь горячо обсуждали Закон «О туризме»

Быть или не быть? На круглом столе с участием депутатов вновь горячо обсуждали Закон «О туризме»

18 марта в офисе РСПП прошел круглый стол, участие в котором приняли представители депутатского корпуса, туристических компаний и общественных союзов в сфере туризма.

Тема обсуждения – Закон «О туризме», который в данный момент находится в Палате представителей Национального собрания. Первоначально законопроект был подготовлен еще в 2018 году, затем несколько раз он перерабатывался и обсуждался. В Палату представителей проект поступил осенью 2020 года, но был снят с повестки осенней сессии и первое чтение не прошел. Напоминаем, что для принятия документа нужно, чтобы он прошел два чтения и за него проголосовали большинство из 110 членов парламента.

Как отметил модератор круглого стола, глава Республиканского Союза промышленников и предпринимателей Александр Швец, по мнению бизнес-сообщества, существует ряд проблем, которые не позволяют говорить о готовности документа к принятию.

Во-первых, сама процедура согласования Закона вызывает большие вопросы. Текст документа менялся три раза, последний вариант, который сейчас находится в парламенте, является абсолютно новым проектом, который туристическая общественность не видела и не обсуждала. Во-вторых, кардинальные нововведения, речь идет, прежде всего, о финансовых гарантиях туроператоров, выглядят сырыми и последствия их не изучены. Можно ли в таких условиях принимать документ?

На конкретных противоречиях документа, последний вариант которого общественность увидела лишь недавно, остановилась председатель Совета РСТО Оксана Бичун.

Проблем много – и общих, и частных. К примеру, вопросы вызывает предложенный в последнем варианте законопроекта лимит ответственности туроператора в размере двукратной стоимости тура. Кто и как высчитал такой необходимый объем страховой суммы и сколько из белорусских национальных туроператоров смогут выдержать этот дополнительный финансовый пресс? Как, в принципе, просчитывались последствия для национального рынка в случае применения туроператорами любого из трех предложенных вариантов фингарантий – страховых, банковских гарантий и фондов? Если при обосновании введения новых механизмов в белорусскую туристическую практику использовался только российский законодательный опыт, то это крайне неудачная попытка защитить потребителей от банкротств туроператоров. К примеру, клиенты обанкротившейся британской фирмы «Томас Кук» получили 100% компенсаций за туры из государственных компенсационных фондов, а клиентам российской «Натали Турс» пришлось довольствоваться лишь 4% компенсационных сумм, предложенных механизмом туроператорских фингарантий, который сейчас регулятор намерен применить в белорусской практике. По мнению РСТО, законопроект несвоевременный (отрасль находится в турбулентности от последствий пандемии), он не обоснован экономически, не решает насущных задач и не согласован со всеми сторонами.

Варианты законопроекта менялись три раза, — добавил исполнительный директор РСТО Александр Копанев. – Комиссия по законодательству, юридический отдел Палаты представителей должны дать заключение, насколько правомочны существенные изменения в документе, которые вдруг появились в январе 2021 года. Важно и то, что страховые компании, Национальный банк уже открыто заявляли, что в этом виде финансовые гарантии в Беларуси работать не будут. Зачем же вводить в норму заведомо провальные статьи?

На круглом столе присутствовали также представители таких общественных объединений, как РСТИ и РАТА. У них, как мы знаем, свои позиции и интересы в отношении готовящихся изменений в законодательство. Так, РАТА – агентское объединение – не скрывает, что главное для турагентов – разделение ответственности между операторами и агентами. Безусловно, агенты не хотели бы повторения 2018 года, когда именно белорусский турагентский рынок заплатил за банкротство «Натали Турс». Об этом на круглом столе еще раз сказала глава РАТА Елена Кудлакова. Тут, как заметила Оксана Бичун, у РАТА и РСТО нет противоречий. Ответственность, продумав механизм, нужно разделить. Но это можно было бы сделать подзаконным актом, не обязательно принимать новый Закон «О туризме».

Председатель Правления РСТИ Филипп Гулый сформулировал последствия введения фингарантий для туроператорского рынка страны: «Не все компании смогут пережить нововведения, — сказал Филипп Гулый, — количество операторов, безусловно, будет сокращено, но мы считаем, что это не приведет к монополизации в турбизнесе».

«Легко говорить об уходе с рынка, — когда это тебя не касается, — считает Ирина Бовенко, глава одной из старейших турфирм Беларуси, «Бел-Ориентир», которая тоже присутствовала на круглом столе. – Нам, представителям среднего звена отечественного турбизнеса, в нынешних условиях не пережить дополнительную финансовую нагрузку. Мы добросовестно работаем на рынке более 30 лет. Мы всегда заботились, прежде всего, о клиентах – доказательством тому наша репутация. Мы никогда не бросали наших туристов, работаем профессионально и четко. То, что предлагает нынешний вариант законопроекта – это фактически крах белорусского туристического рынка, среднее звено туроператоров уйдет, введение фингарантий вызовет волну банкротств. Кто от этого выиграет? Вряд ли это будут потребители!»

Министерство спорта и туризма на круглом столе представлял главный юристконсульт Департамента по туризму Александр Кречетов. Он подчеркнул, что МСиТ, разрабатывая законопроект, хотел выдержать «балансировку интересов» — потребителей и турбизнеса. По словам представителя регулятора, вследствие введения новых механизмов удорожание путевок не будет существенным – на 1-2 доллара, что касается нагрузки на турбизнес, то она не превысит 0,3% от маржинальности. Предложенные три формы фингарантий призваны усилить защиту потребителей, но должны помочь фирмам устоять на рынке. «Мы когда-то резко упростили жизнь турбизнесу, — сказал Александр Кречетов. – А теперь ищем баланс интересов».

На мероприятии также присутствовала представитель МАРТа – регулирующей антимонопольной организации, которая заявила, что законопроект, в первую очередь, направлен на защиту интересов туристов – именно они находятся в наиболее уязвимом положении: к примеру, в 2019 году было подано около 500 жалоб на недобросовестное исполнение туркомпаниями своих обязательств.

«500 жалоб, связанных с туристической деятельностью, поступает в МАРТ на протяжении года. Разве это много учитывая, что в 2019 году туристические фирмы Беларуси обслужили около 900 тысяч клиентов?! Совсем не много, учитывая специфику нашего бизнеса!» — парировал председатель Правления РСТО, глава компании «Тайм Вояж» Руслан Сегенюк. По его мнению, отброшенный на 30 лет назад турбизнес еще долго будет бороться с последствиями пандемии, и в этих условиях дополнительная финансовая нагрузка приведет к краху. Рентабельность туроператорского бизнеса, небольшая – всего 2%, отчислять ежегодно практически четверть прибыли на фингарантии смогут лишь единичные представители туристической отрасли страны. Еще один момент, на котором остановился Руслан Сегенюк, – банкротства турагентств, которые постоянно происходят на белорусском рынке (при том, что на практике ни один белорусский туроператор не обанкротился за 30 лет). Как новый закон собирается защищать потребителей и рынок от недобросовестных агентов? Ответ на этот вопрос предложенный законопроект не дает!

«Мы, как и большинство белорусских операторов, являемся и операторами, и агентами, — добавил к вышесказанному Игорь Цуранков – директор одного из крупнейших туроператоров Беларуси – «ИНТЕРСИТИ». – На наш взгляд, закон должен быть прозрачным, понятным и легким. Важно, принимая такой документ, соблюсти два условия: чтобы в случае банкротств операторов турист получил 100% компенсаций, и чтобы, вследствие применения этого закона, на рынке остались национальные операторы, а  не произошла монополизация. Мы видим, что ни одно из этих условий в случае принятия документа соблюдено не будет!»

О том, что национальные туроператоры окажутся в более сложной ситуации – по сравнению с зарубежными крупными фирмами, присутствующими на нашем рынке, — говорили многие участники совещания. Этот момент нужно обязательно учитывать, принимая подобные документы.

Кроме, собственно, проблем, которые возникают у выездного туризма, документ является противоречивым и для развития самого важного сектора отечественного туризма – въездного и внутреннего. Об этих болезненных сторонах законопроекта рассказали глава компании «Виаполь» Галина Потаева и глава компании «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин.

«Сегодня въездной туризм фактически находится на смертном одре, — подчеркнула Галина Потаева. – В этих условиях нас заставляют резко изменить правила игры, «поменять коней на переправе». Туризм – самая пострадавшая отрасль от пандемии, и сегодня мы не придумали ничего лучшего, кроме как в спешке менять главный закон, хотя новые условия для ведения турбизнеса в нашей стране и в мире еще только формируются». Что касается конкретных статей законопроекта, которые касаются белорусского национального турпродукта, то Галина Потаева отметила, что документ уже сегодня, еще до принятия, выглядит устаревшим. В частности, речь в нем идет об аудиогидах, хотя это новость 10-летней давности. Сегодня более актуальной является цифровизация бизнеса – это особенно важно, учитывая, что въездной турист находится далеко – за рубежом. «Не нужно видеть в представителях бизнеса врагов, — сказала Галина Ромуальдовна. – Задача государства – помочь турбизнесу!».

«Новый законопроект не стимулирует въездной туризм, — резюмировал тему инкаминга Геннадий Левшин. – Наша система экспорта туруслуг разрушена – вот о чем надо думать. Фактически с 2006 года государство не предпринимает никаких действий, чтобы поддержать въезд, и сегодня мы не видим в новом Законе реальных шагов, чтобы стимулировать национальный турпродукт!».

По мнению присутствовавшего на круглом столе депутата Палаты Представителей Андрея Савиных, в новом документе, который рождается в таких муках (но это, как выразились депутаты, нормальная практика для любого нового закона), важно учесть интересы трех сторон. «На первом месте для нас – потребители, — сказал Савиных, — на втором – национальный турбизнес, на третьем – регулятор. Закон будет вынесен на второе чтение – как только документ станет сбалансированным и учитывающим интересы всех трех сторон».

Напомним, что законопроект не прошел еще и первое чтение.

«В таком формате – с представителями депутатского корпуса, Министерства спорта и туризма и туристической общественности – мы почему-то собираемся впервые, — сказал депутат комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Игорь Завалей. – При этом регулятор представлен лишь заместителем начальника департамента и главным юристконсультом. Ясно, что нынешняя редакция закона, по которой живет туротрасль, устарела, но мы не должны, решая одну проблему, создавать другую. 4 марта я получил ответ от Национального банка на мой запрос, касающийся предложенного механизма финансовых гарантий. В письме четко сказано, что соответствующие статьи нуждаются в доработке. Турбизнес – это хрупкий механизм. Мы не можем допустить, чтобы у значительной части белорусских туроператоров возникла проблема – уехать или перейти в турагенты. А такая дилема может возникнуть, когда, вследствие применения механизма фингарантий, на рынке останется 3-4 крупных оператора с иностранным капиталом. Нельзя, чтобы новый закон поставил крест на туристической отрасли!»

К чему в итоге пришли участники круглого стола?

Было решено проработать законопроект на экспертном уровне, провести трехстороннее совещание в Палате представителей, а также организовать встречу с банками и страховыми компаниями – с целью получить четкое заключение от этих структур, как будут работать предложенные статьи закона в части финансовых гарантий операторов.

«Нужно учитывать, что Закон обсуждается на фоне недоверия к регулятору. Это плохо для отрасли, это плохо для всех, — сказал, резюмируя итоги круглого стола, Александр Швец. — Турфирмы уже год живут в состоянии беды – один на один со своими проблемами, возникшими из-за пандемии. Государство не помогло с отсрочкой исполнения обязательств по договорам, в то время как все зарубежные поставщики такой отсрочкой могут пользоваться. У белорусских турфирм стойкое ощущение, что их «кинули». Нужно понимать, что, если Закон окажется неудачным, его авторы рискуют разве что своими должностями, а для туркомпаний это будет банкротство, для многих – крах 30-летнего этапа жизни. Поэтому нужно все взвесить и принять решение, которое будет учитывать баланс интересов и способствовать развитию туристической отрасли».

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments