Отменить показатели по экспорту, добавить национального колорита и другое: что предложил РСТО для развития въездного туризма

Отменить показатели по экспорту, добавить национального колорита и другое: что предложил РСТО для развития въездного туризма

Республиканский Союз Туристических Организаций отправил в Министерство спорта и туризма свои предложения, посвященные важной для государства теме: как в рамках частно-государственного партнерства активнее развивать въездной туризм.

На основании аналитических данных, приведенных в проекте Национальной стратегии по туризму, наблюдается общая тенденция снижения количества организованных туристов в Республике Беларусь, — говорится в письме РСТО. — Недостаточно развит внутренний туризм. К примеру, в 2018 году общая стоимость внутренних организованных туров и экскурсий составила 25 млн. руб. (всего 2,6 рубля на одного жителя страны»!).

Это свидетельствует о том, что значительный ресурсный потенциал в сфере въездного и внутреннего туризма используется не в полном объеме, а современное участие Республики Беларусь в распределении мировых туристических доходов незначительно.

Вследствие недостаточного уровня развития инфраструктуры, невысокой конкурентоспособности предлагаемых турпродуктов на мировом рынке и ограниченной деятельности по их продвижению в структуре въездных потоков в Беларусь преобладают транзитные и однодневные поездки, а также – посещение родственников и знакомых, в большинстве случаев – без использования действующих средств размещения, формирующих основную часть доходов туристической индустрии.

При этом за период 2005-2018 гг. число туристических фирм возросло в 3,7 раза, коллективных средств размещения – в 1,8 раза, в том числе гостиничных и аналогичных объектов – в 2,1 раза, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений – в 1,5 раза.

РСТО считает, что объем организованных туристов может быть гораздо выше, если создать условия для развития въездного туризма с вовлечением в данный процесс отечественных туроператоров, целью которых является формирование туристического продукта, его продвижение и реализация.

Какие же меры предлагает РСТО с целью развития въездного туризма в Республике Беларусь?

Необходимо рассмотреть следующие инициативы:

Разработать государственную программу по развитию въездного туризма с определением конкретных маршрутов  и соответствующим объемом финансирования по объектам экскурсионного показа, в том числе – разработать дорожную карту с целью создания условий, способствующих вовлечению в организацию въездного и внутреннего туризма отечественных туроператоров – создать Парк внутреннего и въездного туризма (ПВВТ).

Продлить безвизовый режим приграничного туризма для автобусных групп от 10 и более человек до Минска, создав треугольный маршрут Брест-Минск-Гродно и в обратном направлении.

Предложить национальной компании «Белавиа» снизить стоимость авиабилетов для туристов, которые приобрели туры выходного дня в Беларусь (с четверга-пятницы по воскресенье через отечественные турфирмы с обязательным включением  в пакет размещения, экскурсий и трансферов). Вместе с белорусской туристической инфраструктурой и туроператорами от этого шага выиграет и авиакомпания «Белавиа», которая ощутит возросший  поток пассажиров.

Привести номерной фонд всех средств размещения в соответствие с международными стандартами – возможно, сертифицировать на примере курортов Чехии, Венгрии, Болгарии, Польши, Франции.

Определить четкие национальные стандарты качества предоставляемых услуг средств размещения и объектов экскурсионного показа.

Урегулировать методику применения льготы по НДС при приеме иностранных туристов.

Справочно.

Указом Президента Республики Беларусь № 371 от 02.06.2006 г. установлен исчерпывающий перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом не установлено каких-либо ограничений по количеству и характеристикам этих услуг. Закон о РБ «О туризме» содержит понятие тура и сопутствующих. Позднее, подзаконными актами  и разъяснениями вдруг было принято решение, что от обложения НДС могут освобождаться только обороты по реализации услуг из перечня только в составе тура. Это резко ограничило возможность формирования туристского продукта для иностранных туристов  — в отсутствии четкой методики и необходимости постоянно ализировать, будет ли являться реализуемый продукт туром или нет. На основании собственных разъяснений, Министерство по налогам и сборам РБ трактует освобождение от НДС оборотов по реализации туристических услуг иностранным гражданам как временную льготу. Это предполагает отражение в бухгалтерском учете и ежегодном балансе компании конкретной суммы льготы с нарастающим итогом. Соответственно, в любой момент государство может потребовать возврата этой суммы в бюджет. Данное положение превращает деятельность по организации въездного туризма и реализации туристических услуг иностранным гражданам в бизнес с огромным предпринимательским риском.

Освободить от уплаты НДС гостиницы, размещающие группы от 10 человек и выше через отечественных туроператоров, что позволит значительно снизить стоимость турпакета.

Отменить доведение показателей по экспорту услуг до объектов размещения и объектов экскурсионного показа, в том числе – с учетом интеграционных процессов с РФ (основная доля въездного туризма в РБ приходится на граждан Российской Федерации). Как выход – отменить доведение плановых показателей платных услуг по экспорту.

Отрегулировать условия преимущественного сотрудничества для отечественных туроператоров и порядок расчетов между белорусскими туристскими предприятиями, средствами размещения, объектами экскурсионного показа; предусмотреть возможность гибкого ценообразования от поставщиков услуг – возможность определять особые условия сотрудничества при комитменте, элотменте, а также в низкий и высокий сезоны.

Справочно

На начальном этапе 2004-2007 г.  туроператоры Беларуси нужны были всем белорусским средствам размещения и объектам экскурсионного показа в оказании помощи продвижения, реализации услуг. Однако государственным средствам размещения и объектам экскурсионного показа (а в Беларуси большинство средств и объектов принадлежат к государственной форме собственности) стали доводить обязательные показатели по экспорту услуг. В результате, средства размещения и объекты экскурсионного показа отдают предпочтение в сотрудничестве зарубежным туроператорам и прямым туристам, мотивируя это тем, что должны «показывать» экспорт. Средства размещения (гостиницы,  санаторно-курортные учреждения и др.) дают скидки зарубежным туроператорам и высокое комиссионное вознаграждение и практически никак не поощряют сотрудничество с отечественными туроператорами. Некоторые популярные санаторно-курортные учреждения не принимают заявки от отечественных туроператоров, в том числе, для белорусских граждан! В то же время отечественный туроператор является налогоплательщиком, работодателем.

Создать, насколько возможно (не должно противоречить международным договорам и экономической логике),  неухудшающие условия работы на белорусском рынке для отечественных операторов по организации въездного туризма. Обратиться в МАРТ с просьбой о проведения расследования о доминирующем и монопольном положении иностранных сервисов, предоставляющих услуги по организации путешествий на рынке Республики Беларусь.

Справочно

На сегодняшний день, порядка 90% объектов размещения Беларуси (гостиницы, санатории, базы отдыха и т.д.) для привлечения клиентов пользуются сервисом booking.com. Средняя комиссия, выплачиваемая объектами компании Booking.com от тарифа за размещение, составляет от 15 до 35% в зависимости от выбираемой маркетинговой программы. При этом не учитываются дополнительные расходы, а именно, НДС, плата за приобретение валюты для перевода за рубеж и т.д. В то же время условия, предлагаемые объектами размещения белорусским национальным операторам за привлечение клиентов в объекты размещения, составляет  0-10% от тарифа на размещение.

Приравнять любую деятельность по организации путешествий иностранных граждан в Беларусь и по Беларуси к предпринимательской деятельности, требующей соответствующего оформления. Нерезидент имеет право вести деятельность только при наличии договора с туристическим субъектом предпринимательства Беларуси, обусловленным соответствующими обязательствами сторон.

Добиться  регулирования указанных международных договоров английским правом, (по аналогии с IT-отраслью), т.к. логистика экспорта IT и туристических услуг практически одинакова.

Предоставить отечественным туроператорам, которые занимаются развитием внутреннего и въездного туризма льготы по арендной плате.

Решить проблемы с пересечением границы Россия-Беларусь путем взаимного признания виз или оборудования еще одного международного погранперехода в районе Смоленска.

Справочно

В данный момент мы вынуждены терять потоки транзитных групп, которые следуют из Европы в Россию через Беларусь. Раньше мы предлагали программы для транзитных туристов – немцев, поляков, французов. Из-за отсутствия погранперехода для иностранцев мы вынуждены отказывать в реализации совместных программ для автобусных туров РФ-РБ для иностранцев. Автобусные группы объезжают нашу страну через Прибалтику, и в этом случае зарабатывают другие страны. Иностранцы с опаской пользуются поездами из Европы, проходящими через Беларусь, так как нет четкого понимания ситуации с границей. Наша страна теряет клиентов, и вопрос с российской границей требует немедленного решения!

Ускорить решение вопроса признания единой визы при пересечении белорусско-российской границы. Это позволило бы значительно разнообразить маршруты автобусных и авиатуров.

Доработать бренд Беларуси, выразить его графически и использовать в дальнейшем на международных мероприятиях для узнавания страны на международном туристическом рынке.  Нередко слышим от посетителей выставки замечания об отсутствии национального бренда, национального колорита на местах, в гостиницах и точках питания.

Также хотим обратить внимание на отсутствие национального колорита, присутствия беларускости в наших гостиницах, ресторанах и т.д. Гости отзываются о туристических объектах, отелях, многих ресторанах как о начисто лишенных national touch (национального колорита).

Оказывать содействие отечественным туроператорам в разделении расходов по участию в международных выставках между государством и частным туристическим бизнесом. Стоимость участия в  национальных стендах достаточно высокая, частным фирмам тяжело охватить все выставки, самостоятельно заниматься продвижением становится очень накладно и увеличивает себестоимость отечественного турпродукта.

Решить вопрос с нехваткой гостиничных мест в регионах, а также увеличить количество мест и теплоходов на Августовском канале.

Справочно

При объединении Брестской и Гродненской зон планируется увеличение въездных потоков как минимум со стороны наших соседей – литовцев и поляков, латышей.

В то же время остро стоит вопрос с гостиничными местами. На сегодняшний момент совершенно невозможно получить места для групп на осень 2020 в г. Гродно, так как все места предварительно забронированы. Напомним, в данный момент в Гродно существует всего несколько гостиниц, которые способны вместить группы 40-50 чел. В данном регионе нет гостиниц 4*.

Ввести безвизовый режим и в крупных наземных пунктах пропуска.

Уделить внимание регионам и повысить интерес к посещаемости туристических объектов на местах.  Известно, например, что в Чернобыльской зоне Украины посещаемость иностранными туристами зашкаливает, фирмы вынуждены бронировать туры заранее, чтобы удовлетворить спрос всех желающих. Мы могли бы сделать объединенный тур по украинской и белорусской части Чернобыльской зоны, если бы имели безвизовый погранпереход – для увеличения посещаемости белорусской части Чернобыльской зоны.

Рассмотреть инициативу по созданию новых туристических аттракций, в частности:

  • поддержать национальный скансен в Кудричах
  • создать ретро-поезд с вагонами в стилистике 1-ой и 2-ой мировых войн
  • особое внимание уделить местам, связанным с еврейской историей. Еврейская тема заслуживает отдельного внимания, так как история Беларуси тесно связана с историей Израиля и еврейского народа. Необходимо восстановление старых еврейских кладбищ, сохранение их в надлежащем виде для привлечения еврейских туристов в срезе  ностальгического туризма. Предлагаем так же запустить инициативы по включению анимационных элементов с еврейской музыкой и танцами в посещение музея Марка Шагала. Создать ресторан еврейской кухни в местах, связанных с еврейской историей.  В настоящее время приходится отказывать еврейским группам, которые запрашивают кошерное питание, так как данных пунктов питания в Беларуси нет.

Срочно разработать мероприятия по развитию существующего направления подготовки гидов, либо создать дополнительное полноценное учебное подразделение при авторитетном ВУЗе с различными формами обучения (заочное, дистанционное и т.д.) для привлечения активных людей из регионов.

Это позволит молодым и активным людям, владеющим иностранными языками, видеть перспективы работы и развития в родных регионах, а не стремиться эмигрировать за рубеж.

Справочно

Существует катастрофический недостаток подготовленных обученных гидов в регионах. Не хватает гидов со знанием японского, польского, китайского, немецкого, французского, испанского, арабского языков, не говоря уже о  шведском, финском, чешском языках.
Подготовкой гидов много лет занимается, практически, один энтузиаст в Институте предпринимательской деятельности — Л.А.Карагодова. Соответственно, преемственность теряется, новых знаний не хватает. В стране практически отсутствует целевая подготовка кадров для гостиничного бизнеса, что самым негативным образом сказывается на уровне сервиса белорусских отелей и санаториев.

В целях поддержания и повышения имиджа белорусского турбизнеса хотелось бы предложить проводить больше конкурсов внутри страны, номинаций для турпредприятий, которые развивают внутренний и въездной туризм. Пока в Республике Беларусь есть только один конкурс — «Познай Беларусь».

Государственным органам теснее взаимодействовать с бизнес-сообществом в лице союзов, ассоциаций, общественных объединений и т.д. на основании совместно выработанных решений, планов, приоритетов, сценариев развития рынка и т.д. При этом обязательно должна устанавливаться  ответственность сторон за реализацию принимаемых совместных решений.

Республиканский Союз туристических организаций надеется, что данные предложения, сформированные на основе опыта и профессионализма, помогут определить главные проблемы, решение которых позволит существенно увеличить туристические потоки в Беларусь, а также будет способствовать росту положительного имиджа нашей страны.

One Comment

  1. Я раньше думал, что на «верху» ни кто не видит проблемы въездного туризма. Оказывается есть группа активистов-профессионалов которые описали все болячки и раковые порожения бессистемного подхода к организации въездного туризма. И я подтверждаю, как принимающая сторона на периферии, главными тормозящими позициями являются: экспорт услуг, ставка НДС, низкое комиссионное вознаграждение при сотрудничестве с турагенствами ( за 3 или 5 % от стоимости проживания наши средства размещения никому не интересны). Однополярный безвиз в зоне Брест-Гродно, а про Витебскую область все забыли (справочно она граничит с Литвой и Латвией), без безвиза в этой зоне теряется огромный поток ин. туристов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *