Сложные времена: как прошло заседание ОКСа по туризму

Сложные времена: как прошло заседание ОКСа по туризму

23 апреля в Министерстве спорта и туризма прошло заседание общественно-консультационного совета по туризму. Тема – обсуждение проекта нового Закона «О туризме». Пожалуй, самые глобальные нововведения касаются введения механизмов страхования финансовой ответственности туроператоров, электронной формы договора, обязательной сертификации и реестра.

Проект еще не вынесен на общественное обсуждение. По планам, в июне документ будет представлен широкой общественности, а в августе внесен в правительство. На заседании неоднократно подчеркивалось, что проект «еще сырой», доработка и шлифовка будут. Впрочем, основные посылы уже до сведения профессионалов отрасли так или иначе доведены, мы о них неоднократно писали. В частности, в статье 19 Закона предполагается ввести механизм финансовой ответственности туроператоров, на выбор имеется три варианта: договор страхования финансовой ответственности, банковская гарантия, фонд персональной ответственности. В своих выступлениях члены ОКСа комментировали как эти варианты, так и другие предлагаемые нововведения.

По словам Игоря Чернозипунникова (компания «Дитриб»), «мы вырыли три ямы, и теперь нужно выбрать, в какую из них прыгнуть». По мнению Игоря Николаевича, непосредственно белорусский национальный рынок маленький, и местные операторы не банкротятся – объемы не те, везде предоплаты, и все про всех все знают. Другое дело – иностранные компании: для них, считает Игорь Чернозипунников, возможно, и следует предусмотреть механизмы финансовой ответственности. Напомним, что все представительства зарубежных операторов имеют белорусские юридические лица и являются резидентами нашей страны. По мнению Игоря Чернозипунникова, «отсортировать» белорусского оператора от не белорусского можно было бы ко «концентрации денег и системе управления».

Как сказал в своем выступлении председатель Союза РСТО, учредитель компании «Топ-Тур» Иван Чура, единственно верным и надежным способом защитить туриста от неисполнения туроператором своих обязательств было бы страхование турпакета, но, к сожалению,  Минфин в ответ на запрос о возможности такого страхования вынес отрицательный вердикт. Впрочем, это не означает, что подобным страховкам нет места на практике.

По словам члена ОКСа, директора компании «Вояжтур» Евгения Сазыкина, ряд страховых компаний прорабатывают возможность включения в известную всем «страховку от не выезда» пункта «банкротство туроператора». Одна из страховых уже применяет такое страхование на практике. Так что, резко отказываться от идеи страхования турпакета не стоит. В то же время страховые компании ясно дали понять, что они не готовы страховать операторов. Также белорусские банкиры не готовы предоставлять банковские гарантии туристическим компаниям. Накануне ОКСа РСТО вел переговоры с рядом белорусских банков, был получен прямой ответ: банковские гарантии получат единицы, это будет дорого и под большой имущественный залог. Зачем же вводить заведомо неосуществимые или полностью ломающие отечественный рынок нормы в Закон?

Во всяком случае, как подчеркнул в своем выступлении председатель Правления РСТО, директор компании «Тайм Вояж» Руслан Сегенюк, все предложенные в проекте механизмы финансовой ответственности туроператоров никак не спасают туриста и рынок от той печальной статистики, которую мы сегодня имеем, и которая связана с мошенническими действиями турфирм. Никак аналогичные механизмы не помогли туристам в России. Какова же в таком случае цель ввода этих механизмов?! Для входа на рынок нужны прежде всего профессиональные критерии, и с этой функцией мог бы (и должен!) справиться реестр. А если основательно «проредить» ряды туроператоров фингарантиями, фондами и другими механизмами, которые в наших условиях непонятно как будут работать, может так случиться, что у нас останется совсем небольшое количество операторов, все эти действия могут привести к монополизации, увеличению цен и новым банкротствам. Вряд ли это принесет пользу туристам и рынку в целом.

С интересной идеей выступил глава белорусского представительства «Тез Тур» Алексей Базылев. Он предложил ввести в туризме такие технологические вещи, как блокчейн и смарт-контракт. Беларусь позиционирует себя как IT-страна, так почему бы не перевести все бизнес-процессы на технологические рельсы? Аудитория ОКСа идею «Тез Тура», как нам кажется, не совсем поняла, но, в общем, оценила посыл: по крайней мере, «Тез Тур» не стал ратовать за фонды или фингарантии.

О проблемах, связанных с наличием в новом Законе норм, касающихся въездного туризма, говорил глава компании «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин. По его мнению, проект в данной редакции выглядит совсем не проработанным. А ведь в этом основополагающем документе важна каждая запятая, не говоря уже о целых нормах – и особенно это важно для въездного туризма, где любое двоякое толкование может на долгие годы поставить вовсе не воображаемый, а самый реальный крест на инкаминге. Как можно, — спрашивал Геннадий Левшин у аудитории, — вводить некие новые нормы и статьи, если не существует механизмов их осуществления?! Это, в частности, касается и фондов, и фингарантий, и банковских гарантий.

Галина Потаева, глава компании «Виаполь», добавила, что в Законе практически отсутствует понятие экскурсионного туризма, а ведь это 90% нашего инкаминга и все 100% внутреннего туризма.

Правовой эксперт РСТО, директор компании «Топ-Тур» Сергей Цурко обратил внимание на то, что пора справедливо распределить ответственность за перевозку между туроператорами и перевозчиками: не может туроператор, реализующий блоки на рейсе, или консолидатор чартерного рейса нести перед туристами ответственность за все – за потерю багажа, перенос вылета и так далее.

Елена Кудлакова, глава турагентства «А», добавила, что, наряду с положительным аспектом проекта нового Закона (разделением ответственности туроператоров и турагентов), документ грозит и неприятными последствиями. А именно – как, по предлагаемым правилам игры, на рынок будут входить новые небольшие операторы? Они не смогут получить ни банковских, ни страховых гарантий, и ни одно общественное объединение не возьмет их в свои ряды (по причине опасений за новичков), чтобы дать им возможность сформировать «фонд персональной ответственности». Так, к какому рынку мы идем? Вряд ли сокращение рабочих мест в туротрасли может являться целью нового Закона «О туризме»!

Об опасности введения обязательной сертификации в условиях устаревших ГОСТов и допотопной нормативной базы в этой сфере сказала директор компании «Солвекс» Оксана Бичун.

Что, собственно говоря, на все это ответили авторы проекта – представители Департамента по туризму и возглавляющий ОКС заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной?

Михаил Петрович недвусмысленно высказался в пользу фондов – как механизма финансовой ответственности туроператоров. Он так и сказал: «Я – за фонды! Какого размера будут взносы в этот фонд – сами решайте». В кулуарах он добавил, что, поскольку фонды будут при общественных организациях (РСТО и РСТИ), то, видимо, нужен какой-то государственный контроль над движением средств в этих структурах. Добавим, что ни один профессионал турбизнеса не понимает, о каких фондах на самом деле идет речь и будут ли они работать в качестве механизма компенсационных выплат в случае неисполнения туроператором своих обязательств. Тема – такая же не проработанная, как и все остальные, поэтому вызывает вопросы и недоумение.

Из утешительных посылов выступления замминистра отметим следующие слова: «Наша задача – не вымыть оборотные средства у турфирм, а сделать так, чтобы бизнес спокойно работал, а туристы были защищены». Резюме его многочисленных решительных реплик звучало так: «Все предложения рассмотрим, но сделаем, как положено!»

Как неоднократно подчеркивал заместитель директора Департамента по туризму Виталий Грицевич, не стоит относиться к проекту, разосланному для ознакомления в общественные объединения, как к окончательному документу. Многие нормы еще прорабатываются. И если, к примеру, профессионалы «боятся» неопределенности такой статьи, как «сертификация», то Департамент готов в ближайшее время разработать и показать участвующим в обсуждении представителям турбизнеса новый механизм этой нормы.

Очевидно, что отрасль сейчас переживает сложные времена. Может быть даже – самые сложные с момента появления свободного рынка в туризме. Все-таки кардинальные законодательные инициативы способны полностью перекроить сложившийся расклад сил в турбизнесе. Такие перемены не пройдут незамеченными ни для бизнеса, ни для туристов. И в такой ситуации не прислушаться к профессионалам отрасли, которые 23 апреля высказали свое мнение по поводу самых «горячих» норм проекта Закона, было бы очень серьезной ошибкой отраслевого ведомства.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments