Представители РСТО приняли участие в обсуждении Закона «О туризме» в Национальном собрании

Представители РСТО приняли участие в обсуждении Закона «О туризме» в Национальном собрании

Проект Закона « О туризме» –  одна из самых актуальных тем в туристической отрасли Беларуси.

Самыми острыми и дискуссионными являются статьи Закона, предлагаемые регулятором отрасли – Министерством спорта и туризма. Речь идет о введении инструментов финансового обеспечения туроператоров в виде банковских гарантий, страхования гражданской ответственности или создания фонда персональной ответственности туроператора.

Не обошла эта тема и наших сенаторов.

2 октября в Национальном собрании состоялся круглый стол по теме «Закон Республики Беларусь «О туризме»: правоприменительная практика, проблемы, направления совершенствования».

В числе других участников, на заседании присутствовали глава РСТО, генеральный директор компании «Солвекс» Оксана Бичун и член Правления РСТО, заместитель директора компании «АлатанТур» Дмитрий Барашков.

Подходы к законопроекту «О туризме» от имени Республиканского Союза туристических  организаций  сообщила Оксана Бичун, Председатель Совета Союза.

Прежде всего, ею акцентировано внимание сенаторов на потребности рынка и отрасли в необходимости изменения законодательства о туризме с учетом того, что туризм – это туристическая деятельность с повышенной степенью ответственностью и высокими предпринимательскими рисками.

Оксана Бичун отметила, что туризм является очень важной социальной сферой для удовлетворения потребностей наших граждан в организации путешествий. Именно сейчас важно создавать условия для создания конкурентоспособного отечественного туристического продукта.

В условиях глобализации и электронных технологий важно иметь возможность заключать публичный договор с потребителями и делать оплаты через интернет-системы. Вместе с тем, в Беларуси предоставляются достаточно дорогие услуги  оплаты через интернет: услуги ЕРИПа составляют около 3%, взымается высокая комиссия банков для оплаты через банковский терминал (эквайринг – от 1,8%). Это уже делает наш туристический продукт менее конкурентоспособным для нашего отечественного потребителя.

Не менее важным вопросом сегодня является необходимость создания условий для ведения бизнеса для добросовестных субъектов хозяйствования, для развития предпринимательства и бизнес-инициативы.

Вместе с тем, в последнее время мы видим негативные явления, которые происходят на нашем туристическом рынке – ввиду неисполнения обязательств некоторыми субъектами хозяйствования.

Но происходит это вовсе не из-за банкротств, а по причине мошенничества, и действия таких субъектов нужно рассматривать в плоскости уголовно-процессуального законодательства, а не Закона «О туризме».

В результате мошеннических действий мы ощущаем снижение спроса на организованные туры, снижение доверия к туристическим компаниям. А между тем, самостоятельный туризм сегодня также никому ничего не гарантирует.

К сожалению, для потребителя главным определяющим фактором выбора тура зачастую является цена. Потребитель поддается соблазну высокой скидки от некоторых субъектов, при этом он не обращает внимания на такие «мелочи», как отсутствие чека и договора. В этом случае для заказчика тура не всегда важны компетенции исполнителя туристической услуги. Что мы видим в итоге? Ни денег, ни тура!

Такие тенденции мы наблюдаем не только в туристической отрасли. В последнее время достаточно примеров, когда «кинули» потребителей в строительстве жилья, финансовой сфере, в оказании других услуг, и все это можно классифицировать одним словом —  «мошенничество».

При этом мы же не говорим о необходимости создания в стране фонда потребителей, пострадавших от мошенников или недобросовестных участников рынка. Зачем же создавать такой фонд в туристической сфере?

Кроме того, нужно рассматривать банкротство не как преступление, а как один из возможных этапов развития любого бизнеса – можно не выдержать конкуренции, не рассчитать предпринимательские риски.

В любом бизнесе может наступить момент, при котором компания не может дальше исполнять свои обязательства. При этом есть иные способы регулирования данного процесса, в частности, в Республике Беларусь существует Закон о банкротстве, который регламентирует права и обязанности субъектов в сложившихся обстоятельствах.

Также в своем выступлении Оксана Бичун отметила, что туроператор при формировании турпродукта и на старте туристического сезона уже вносит немалые денежные депозиты. К примеру, на гарантированную авиаперевозку – от 25% и выше от планируемого объема перевозки организованных туристов. Также вносятся предоплаты для обеспечения гарантированного размещения в отелях в высокий сезон, за рекламное обеспечение турпродукта и так далее.

В нынешних условиях проблематично отвлекать денежные средства туроператора еще и на предлагаемые новым проектом Закона банковские гарантии, страхование гражданской ответственности или фонды персональной ответственности туроператора. К тому же, такие институты в Беларуси еще не разработаны, а международный опыт показывает неэффективность их применения.

В ходе обсуждения вопроса фингарантий на круглом столе подчеркивалось, что последствия введения подобного механизма не анализировались. А ведь этими последствиями как раз могут быть увеличение себестоимости турпродукта, а также его неконкурентоспособность по сравнению с продуктом, предлагаемым иностранными субъектами, в том числе, на электронных площадках. Наш продукт станет неконкурентоспособен, доля туристов, приобретающих туры за пределами РБ, будет только увеличиваться. В результате, в стране произойдет сокращение количества турфирм, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.     

На примере последствий банкротства российской компании «Натали Турс» Оксана Бичун проанализировала несовершенство механизмов защиты потребителей от рисков туроператоров в России, которые сегодня предлагается применить в Республике Беларусь в соответствии с проектом закона. У «Натали Турс» были банковские гарантии, страхование рисков гражданской ответственности, фонды. При этом пострадавших туристов вывозили наши белорусские агентства – за свои деньги!

Это был «туристический коллапс в отрасли», при этом компенсации составили не более 4% от потерянных сумм. А нашим белорусским агентствам, которые обеспечили за свои денежные средства вывоз туристов, по сей день никто ничего не выплатил.

Противоположный пример – последствия банкротства компании «Томас Кук» (Великобритания). Вывоз туристов по всему миру организован цивилизованно, без паники и истерики. Секрет заключается в слаженной системе  защиты потребителей Великобритании «АТОЛ». Это простой, но весьма эффективный инструмент страхования каждого турпакета – стоимость его всего лишь 2,5 фунтов! Английский турист не может отправиться в путешествие без такого страхового сертификата.

Этот вид страхования гарантирует потребителям, что они не окажутся брошенными за границей и не потеряют деньги в случае непредвиденных обстоятельств – как по вине самих туристов, так и ввиду неисполнения обязательств туроператором, в том числе, по причине банкротства. Такие институты страхования развиты и в других странах мира, и они действительно работают!

Таким образом, единственный надежный способ защитить туриста, подчеркнула в своем выступлении на круглом столе в Национальном собрании Оксана Бичун, —  введение института страхования каждого туристического пакета. Именно этот механизм должен развиваться в Республике Беларусь и уже имеет для этого все предпосылки ввиду развитого страхового рынка в стране.

Представители Министерства финансов подчеркнули, что на сегодняшний момент в Беларуси представлено множество видов добровольного страхования, в том числе – страхование от невыезда, страхование багажа и т.д., которые, в принципе, закрывают все риски, в том числе – риск банкротства туроператора. Страховые компании обладают достаточным капиталом, и все страховые моменты в стране досконально проработаны.
Еще один важный вопрос, который также обсуждался на круглом столе, касался проблемы подготовки кадров в туризме. Участники круглого стола обратили внимание на оторванность образования от реальных потребностей рынка. Молодые специалисты приходят в компании неподготовленными для работы, их переподготовка, а точнее – фактическое обучение профессиональным навыкам – происходит уже в процессе работы – на базе туркомпаний, что делает сомнительным ценность теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения.
Представители Министерства образования выразили готовность сотрудничать с практиками туризма, корректировать программы и не только выполнять госзаказ по подготовке кадров, но и идти навстречу бизнесу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *