РСТО обсудил стратегию развития туризма до 2035 года, и другие новости этого утра

РСТО обсудил стратегию развития туризма до 2035 года, и другие новости этого утра

11 ноября состоялось заседание правления Республиканского Союза туристических организаций.

Члены правления обсудили стратегию развития белорусского туризма и дорожную карту объединения законодательств двух стран – Республики Беларусь и Российской Федерации – в сфере туризма.

На заседании присутствовали Председатель Совета РСТО Оксана Бичун («Солвекс»), Александр Ванюков («Санни Трэвел»), Галина Потаева («Виаполь»), Евгений Сазыкин («Вояжтур»), Ирина Бовенко («Бел-Ориентир»), Марина Гнедая («АТТ»), Сергей Цурко («Топ-Тур») и директор РСТО Александр Копанев.

Галина Потаева, которую в свое время привлекали в качестве одного из авторов нынешней программы стратегии развития отечественного туризма, попросила «не ругать и не хвалить программу», поскольку у нас написание подобных документов всегда происходит в непростых условиях. Во всяком случае, как правило, присутствует какой-то авральный характер подготовки подобных глобальных документов. Еще один важный момент – в преддверии унификации туристических законодательств двух таких неравнозначных стран – как Россия и Беларусь – трудно строить окончательную стратегию для нашей небольшой страны.

Как сказано в проекте стратегии, в Беларуси в период 2000-2019 гг. наблюдается устойчивый рост индустрии туризма, но по ряду показателей страна существенно отстает от других стран региона. Безусловно, мы отстаем и по количеству прибытий иностранных туристов, и по уровню доходов от этих прибытий.

В качестве одной из целей стратегии ставится доведение среднего уровня доходов от одного иностранного посетителя с 71 до 250 долларов США. Также в планах – увеличение удельного веса экспорта услуг по статье «Поездки» в общем объеме экспорта услуг Беларуси с 10% до 15 % и доведение ежегодного суммарного объема экспорта услуг международного туризма и пассажирских перевозок с 1,2 млрд до 3 млрд долларов США, повышение уровня узнаваемости Республики Беларусь на мировой арене.

Каковы могут быть механизмы достижения этой цели? Программа, безусловно, правильно в целом обозначает эти механизмы: последовательный подход к стимулированию спроса на въездной и внутренний туризм, современные технологические методы, содействие инвестированию в туризме и так далее.

Интересно, что ключевым проектом в программе выступает укрепление национальной туристической администрации – Департамента по туризму и Национального агентства по туризму. НАТ вообще идет отдельной строкой – увеличение штата (по слухам, минимум до 50 человек), привлечение высококвалифицированных сотрудников, «обеспечение преемственности знаний и опыта». Декларации вполне разумные, поскольку всегда, когда речь идет о продвижении национального продукта, главная нагрузка ложится на национальные офисы по туризму – а наш НАТ всегда в тени Департамента. В то же время, как говорили участники правления на заседании РСТО, продвижение страны – это ключевой момент для такой все еще не раскрученной дестинации, как Беларусь.

Стратегия обозначает дальнейшую либерализацию визовых вопросов в Беларуси (в том числе безвизовый режим в наземных пунктах пропуска). Но понятно же, что пока у нас непонятно что с границей РФ-РБ, визовый вопрос просчитать вообще нереально. В стратегии есть пункт: «оборудование наземных пунктов пропуска на границе с РФ с целью обеспечения права иностранных граждан легально посещать Беларусь с территории РФ, а также оборудование аналогичных пунктов пропуска в аэропортах, обслуживающих воздушные рейсы из РФ». Как это будет работать на практике – неясно. Как помним, последние годы обсуждается вопрос единой визы с РФ, но пока проблема также остается открытой.

Как говорилось на правлении, в стратегии есть строчка, посвященная деловому и MICE-туризму, но в современных условиях, пожалуй, мы недостаточно уделяем внимания этим векторам развития туризма в Беларуси. Отельная инфраструктура в Минске – можно сказать, является флагманской для страны, но совсем плохо дело обстоит во многих туристических жемчужинах нашего края – к примеру, катастрофически мало годных отелей в Гродно, Пинске и так далее.

Во многом не работают даже налоговые послабления в сфере создания туристической инфраструктуры, когда частная инициатива сталкивается с огромным количеством бюрократических препон. Хорошая иллюстрация к этой проблеме – проданные с аукциона белорусские поместья – они так и не реконструированы и не стали туристическими объектами. Возможно, стратегия как-то четче должна трактовать «лояльный климат» по отношению к частным инициативам в сфере туризма. Ведь в свое время появился такой климат в отношении агротуризма, и сельские усадьбы пышным цветом расцвели в стране.

Также, в целом, у нас не совсем благоприятные условия для создания белорусского национального турпродукта – нет, по мнению правления РСТО «человеческого фактора» в программе. Мало внимания уделено субъектам турдеятельности, снятию барьеров – к примеру, отмене такого показателя, как экспорт туруслуг, который принуждает те же белорусские санатории охотнее работать с иностранными компаниями, чем с отечественными.

Еще одним ключевым моментом программы является превращение «Белавиа» в гибридную компанию – использующую лоукост-принципы, а также приход в региональные белорусские аэропорты европейских бюджетных перевозчиков.

В целом, много задач стоит перед белорусским туризмом, и задачи эти в стратегии развития туризма до 2035 года разбиты на пятилетки – совершенствование системы подготовки кадров, реставрация объектов историко-культурного наследия, создание туристско-рекреационных парков, открытие национального конгресс-центра, кооперация со странами-соседями.

Выполнить все это будет, безусловно, очень нелегко, если в стране не будут созданы базисные условия для развития белорусского турбизнеса – именно национального турпродукта в сфере въездного и внутреннего туризма. Прекрасно иллюстрирует проблему преамбула стратегии, в которой говорится о росте в четыре раза субъектов турдеятельности – в период с 2005 по 2018 год. С уверенностью можно сказать, что речь идет о фирмах, работающих в сфере выездного туризма, — бизнес идет туда, где видит реальное развитие рынка. О том, что белорусский рынок въездного и внутреннего туризма развивается слабо, говорят соответствующие бизнес-показатели – на сегодняшний день этой деятельностью профильно (то есть – специализируясь на ней!) занимаются от силы несколько десятков турфирм. И это не потому, что бизнес не хочет зарабатывать на инкаминге или на нашем прекрасном экскурсионном продукте! Просто рынок маленький, он слабо развивается, а создание условий для расцвета такого рынка – все-таки задача государства. В целом, о таком рынке в идеале и должна идти речь в нынешней стратегии, которую еще можно обсуждать и вносить в нее изменения.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments