Коронавирус и туризм: Как договориться туристу, турагенту и туроператору   

Коронавирус и туризм: Как договориться туристу, турагенту и туроператору  

В настоящий момент практически закончилось время раннего бронирования в туризме. Казалось бы, туристы должны предвкушать будущий отпуск.

Но, вместо этого, с приходом коронавирусной инфекции и ее распространением по земному шару, туристы, оплатившие свой летний отдых, подают заявления о расторжении договоров на оказание туристических услуг и возврате оплаченных средств. Причем, используя указанную инфекцию, требуют возврат совершенных оплат в полном объеме. Возможно ли это?

Правовой эксперт РСТО Сергей Цурко предлагает посмотреть на ситуацию без эмоций, с точки зрения нашего законодательства.

О ситуации уже много написано, в том числе, и вашим покорным слугой. Даны какие-то рекомендации. Принимать их или нет, каждый решает сам. Но… Что самое важно!

Решения должны приниматься не на эмоциях, а взвешенно, основываясь на сложившейся ситуации, прислушиваясь друг к другу — я имею ввиду туристическую компанию и туриста.

Представьте себе, что будет, если в любой из коммерческих банков в один день придут все вкладчики и потребуют расторгнуть договора депозитов и возвратить размещенные на депозитных счетах личные денежные средства? Отвечаю: коллапс!

Во-первых, ни один банк не сможет вернуть сразу все деньги, так как, как правило, деньги граждан, каждого из нас – работают. Они размещены банками в различные проекты, которые приносят, прежде всего, вкладчикам доходы, в виде процентов по депозитам, но и, соответственно, приносят доход и банку, за счет которых банк содержит персонал и т.д.

Во-вторых, если все вкладчики или большое количество вкладчиков одновременно потребуют вернуть свои вклады, банк сразу объявит себя БАНКРОТОМ. Кто от этого выиграет? Банк – нет. Вкладчики – определенно нет. Государство – тоже нет, так как государство при этом раскладе теряет источник пополнения бюджета, а это расходы на медицину, образование, пенсии, социальные льготы и т.д.

Теперь давайте эту ситуацию экстраполируем на туризм.

Практически то же самое. Ведь каждая туристическая компания, заключив с туристом договор, забронировав его путешествие и получив от туриста оплату, перечислила данные денежные средства принимающей стороне на организацию этого путешествия, тура.

Для понимания, прежде всего, туристов, их деньги ушли на:

  • стоимость авиаперелета туда и обратно в конкретную авиакомпанию;
  • совершения трансфера (перевозки) туриста из аэропорта прилета в стране предполагаемого отдыха до отеля и обратно в аэропорт;
  • в отель, в оплату на проживание и питание.

Если в туристической компании таких договоров несколько десятков — 50-60, а в некоторых — больше, — то, внимание, вопрос: как туристическая компания сразу вернет туристам деньги?

Даже если туристы ссылаются на Законы «О защите прав потребителей», «О туризме», ГК – на практике туристическая компания это сделать в сроки, предусмотренные законами, не может!

Вы спросите: почему не может?

Потому что, в соответствии с законодательством «О туризме», белорусский туроператор обязан свою деятельность по выездному туризму осуществлять, имея соответствующий договор (контракт) с туристической компанией страны, куда направляется турист. Ведь без такого договора (контракта) наш белорусский банк никогда не пропустит платеж конкретной туристической организации за границу, так как пусть и опосредованно сейчас, но банк осуществляет валютный контроль за нашей деятельностью.

Так вот, отвечаю, почему туристическая компания не сможет вернуть одномоментно все деньги туристам. Потому что они уже у авиакомпании, у автоперевозчика, у отеля, у ресторана, у трансферной компании и так далее.

Чтобы их вернуть надо пройти по цепочке со своими требованиями о возврате: к туроператору, принимающей стороне, та, в свою очередь к авиакомпании, к автоперевозчику, к отелю и т.д.

А мне скажут – а как же сроки по законодательству- 7, 14, 15, 30 дней?

Отвечаю. Это по белорусскому законодательству. Наши партнеры нерезиденты руководствуются своим национальным законодательством. Если идет спор в суде с иностранным партнером, там выбираешь применимое право.

Таким образом, очевидно: быстро вернуть деньги нельзя!

Возникает вопрос: что делать? 

У каждого туриста есть договор с туристической организацией, в котором зафиксированы условия, стоимость, маршрут, сроки, ответственность. Применительно к сложившейся ситуации предлагаю следующее.

Выгоднее всего всем сторонам договориться (не только турист и туристическая организация, но и туроператор и турагент), подписать дополнительное соглашение, в котором предусмотреть иные сроки совершения путешествия, осуществить потом перенос в рамках имеющейся бронировки тура денежных средств на другой тур, после снятия всех ограничений, открытия границ всеми государствами и т.д.

Ведь, как писал ранее, нынешняя ситуация, даже, если она и подпадает под форс-мажорные обстоятельства, – не освобождает стороны от выполнения обязательств, она освобождает только от ответственности. Да и форс-мажор, если и присутствует, то носит временной характер.

К примеру, если тур в Египте через Украину в мае, а заявление об аннуляции поступило сейчас, то как поступать в таком случае? С формальной точки зрения законодательства, это одностороннее расторжение договора с выплатой оплаченной суммы за минусом фактически понесенных расходов. Справедливо или нет? Формально, по закону, все правильно. Но ведь туристические компании пытаются решить вопрос в интересах туриста, но возвратить деньги сразу проблематично, о чем сказано выше.

Поэтому, уважаемые туристы и агенты, не пытайтесь найти «заговор» белорусских туроператоров, они с вами в одинаковых условиях и пытаются возвратить вам деньги, требуя их возврата по «цепочке» и одновременно уже есть предложения оставить деньги по забронированным турам и использовать их после нормализации ситуации.

Алгоритм действий с точки зрения Закона

— при аннуляции туров по договорам комиссии (субкомиссии) с агентами и с физлицами по договору на оказание туристических услуг, если аннулируют туры по причине инфекции (короновирус) и если введены в (на) период совершения тура ограничения на авиасообщение, посещения страны, закрытие границ т.е. по «форс-мажорным» обстоятельствам, то сторона, которая на это ссылается, а это, как правило, агенты или туристы, должна предоставить в туристическую компанию как минимум документ Торговой Промышленной Палаты (БелТПП) о том, что по данному договору (туру) наступили форс-мажорные обстоятельства. По данному основанию возврат средств только при наличии документа ТПП, но понятно, что надо учитывать изложенное выше.

В данный момент ошибочно рассматривать распространение коронавирусной инфекции как форс-мажорные основания. Такими основаниями является, как правило, производное от такой инфекции: ограничения, запреты и т.д.

При  отсутствии форс-мажора  действия следующие:

— без документа ТПП действуют общие нормы Законов «О туризме» и «Защите прав потребителей» — расторжение договора в одностороннем порядке.

В таком случае агентам или физическим лицам, по типовым договорам на оказание туруслуг, выплачиваются денежные средства за минусом фактически понесенных затрат, а также пени за расторжение договора в одностороннем порядке, если такое предусмотрено (как правило, это фиксированная цифра), (тут со мной могут поспорить правоведы и наверное будут отчасти правы); за минусом стоимости чартерного авиабилета, (при этом, и агенты и туристы могут договариваться с туроператорами, соответственно, агентами, что место на чартере туркомпанией будет выставлено на продажу и если до даты вылета оно будет реализовано, то деньги будут за чартерный билет возвращены, но не ранее даты вылета). Это надо иметь ввиду в обязательном порядке.

При этом, места на чартерах советовал бы выставлять на продажу СРАЗУ, так как законодательство о туризме обязывает туристическую компанию предпринимать максимум усилий для минимизации ФПЗ (пункт 48 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением СМ Республики Беларусь 12.11.2014г. № 1064, в котором говорится — Исполнитель при расторжении договора оказания туристических услуг обязан предпринять необходимые и разумные действия по уменьшению фактически понесенных расходов, в том числе обратиться к третьим лицам, оказывающим туристические услуги, по уменьшению таких расходов).

Туристические компании в настоящий момент должны приложить максимально возможные с точки зрения законодательства усилия, чтобы вступить в конструктивный диалог, переписку с туроператорами, принимающей стороной, туристами с разъяснением ситуации, предложением, осмысленным и объективным предложением разрешения ситуации.

Как указал выше, сторонам выгоднее договориться не о возврате средств, а о переносе туров и использования их после ухода инфекции, снятия всеми государствами ограничений на посещение стран, на перемещение туристов. В таком случае все останутся в стопроцентной выгоде. Если стороны не услышат друг друга и будут незамедлительно требовать возврата средств, в том числе и через судебные органы, то может наступить КОЛЛАПС туристического бизнеса, а если при этом будут задействованы общества защиты прав потребителей, то суммы, которые должны туристические компании туристам удвоятся.

Если белорусским туристам, турагентам и туроператорам не удастся договориться, общества защиты прав потребителей, которые будут формировать иски в интересах туристов, и белорусские суды, вольно или не вольно принимая меры по защите прав и интересов наших граждан, стремительно столкнут туристическую отрасль в банкротство.

При этом ни один туристический оператор, ни одно турагентство от выполнения своих обязательств не отказывается! Они просят отсрочить их по времени!

В этой ситуации победителей не будет. У общества защиты прав потребителей и туристов будет удовлетворена только моральная составляющая, так как деньги туристов, еще раз указываю, направлены принимающей стороне для организации туров, и вернуть их быстро невозможно – большинство стран на карантине, границы закрыты, зарубежные поставщики туруслуг в вынужденных отпусках. Соответственно, наши туристические компании сразу станут неплатежеспособными. Это не страхи. Это суровая реальность в данный момент.

Поэтому, надо отбросить эмоции и решить вопрос так, чтобы деньги туристов не пропали. Я изложил свою позицию, ее можно не принимать или соглашаться, но уважаемые коллеги, туристы, туроператоры и турагенты! История свидетельствует только об одном – если не хочешь потерь, садись за стол переговоров и, как бы больно и обидно ни было, только так ты получишь выгоду, по-другому ее не найти!

Сергей Иванович Цурко

Юрист – лицензиат

8-029 6 555 915

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Елена Марухина
4 лет назад

Трудно не согласиться с Цурко С.И. Но не всегда вторая сторона, то есть турист, готова садиться за стол переговоров. Иногда у нее срабатывает простая человеческая сущность — верните деньги и моральный ущерб, а остальное меня не интересует. Все должно регулироваться на законодательном уровне, а он у нас, к сожалению, спит и спит сильно.