МЭКС обсудил Национальную стратегию развития туризма в Беларуси до 2035 года

МЭКС обсудил Национальную стратегию развития туризма в Беларуси до 2035 года

21 июля прошло заседание Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров.

Как мы уже сообщали, темой заседания стал Проект Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года.

С основным докладом выступил заместитель Министра спорта и туризма Михаил Портной.

Содокладчиками стали представители Центра стратегических исследования Академии наук, двух министерств – по налогами и сборам и  транспорта и коммуникаций, а также представители туристических бизнес-союзов.

Как сообщила нашему порталу Председатель Совета РСТО Оксана Бичун, выступавшая на совете с докладом от РСТО, МЭКС «Прошел на одном дыхании и вызвал живой интерес у всех участвующих. Абсолютное большинство экспертов считает, что туризм — может стать одним из ведущих драйверов нашей экономики. В своем приветственном слове председатель МЭКСа, заместитель премьер-министра И.В.Петришенко обратил внимание на важность подготовки национальной стратегии развития туризма в части развития въездного и внутреннего туризма не только для государства, но и для всех участников рынка, в том числе, и вовлечение в этот процесс отечественного турбизнеса. Заместитель премьер-министра отметил, что стратегия — это живой документ, который должен насыщаться с учетом изменений внешних факторов, дополняться с учетом требований времени, также к нему должен прилагаться план реализации стратегии на каждые пять лет. В ходе обсуждения заместитель министра спорта и туризма М.П.Портной доложил важность и роль стратегии, ее основные этапы, охарактеризовал ключевые подходы в развитии белорусского туризма, озвучил целевые показатели, также отметил, что в разработке стратегии принимали участие четыре доктора экономических наук и шесть кандидатов наук, а также практики туризма  и бизнес-сообщества. Заместитель министра по налогам и сборам С.А.Шевченко сообщила о налоговой привлекательности для отечественного турбизнеса. Председатель МЭКСа И.В.Петришенко обратил внимание на необходимость большего информирования в этой части для субъектов туриндустрии. Директор Центра стратегических исследований НАА Беларуси сказал о необходимости дополнить стратегию экономическими обоснованиями предложенных приоритетных направлений, определения целевого портрета потребителя белорусского турпродукта».

В целом, — как подчеркнула Оксана Бичун, — предложенная стратегия  взята за основу. Все внесенные предложения от участников, в том числе от РСТО, одобрены МЭКСом. Определены сроки внесения дополнений — до 1 августа. Дорожные карты будут разработаны и приложены до 1 сентября 2020 г.

Содоклад от РСТО на заседании Межведомственного экспертно-координационного Совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь

«О проекте Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года»

Несомненным плюсом обсуждаемого документа является сам факт его разработки, определение перспектив развития на  основании анализа состояния туристической отрасли Беларуси на 2019 г. Впервые достаточно точно определен туристический потенциал Беларуси и дана оценка роли белорусского туризма на международном рынке, предложены целевые показатели.

Тем не менее, по мнению членов РСТО, в стратегии не нашло отражение вовлечение отечественных субъектов туристической деятельности в организацию внутреннего и въездного туризма и  полученный результат не в полной мере соответствует заданию на проведение исследования по ряду пунктов.

Цели стратегии

РСТО предлагает дополнить стратегию целью, следующую по содержанию: «обеспечить комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Беларусь за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынке». А целевым показателем реализации данной цели может стать достижение роста объема туристской индустрии в мировых туристических доходах. Такая цель сразу предполагает комплексный подход: развитие производственной цепочки, определение точек роста, систему взаимодействия, в том числе интеграционного, то есть то, что на сегодняшний день является одними из инструментов развития туризма и отсутствует в стратегии.

Исходя из задания цели написания стратегии необходимо дополнить стратегию планом мероприятий (дорожные карты) по максимальной реализации потенциала внутреннего и въездного туризма до 2035 года, задание это предусматривает, но в стратегии этого нет.

К сожалению, материалы, на которых строилась предложенная аналитика в стратегии, относятся к периоду 2018 года. С февраля — марта 2020 года весь мировой туризм оказался совершенно в новых условиях и приведенные прогнозные показатели в стратегии можно положить «на историческую полку».

Ситуация в мире кардинально изменилась. Вся профессиональная жизнь в туризме делится на «до» и «после» пандемии. Влияние пандемии и ее последствий на мировой туризм, в целом, по регионам и отдельным странам пока не известно. Но то, что туризму нанесен конкретный ущерб – это очевидно.

По данным ЮНВТО, в 2020 году прогнозируется падение объемов туризма от 60 до 80% по отношению к 2019 году. В силу того, что пандемия как явление новое, то и прогноза на ее завершение нет. Поэтому восстановление туризма – это вопрос времени.

Как следствие пандемии, по данным ЮНВТО, развитие туризма отброшено на 5-8 лет назад. Оценку влияния пандемии можно будет произвести только к концу 2020 года, получив данные за три квартала и имея на руках краткосрочный прогноз по итогам эпидемиологической ситуации.

Прогнозы по восстановлению туризма в мире пока выглядят очень осторожными. Согласно проведенному ВТО в начале второго квартала общественному  опросу,  эксперты ожидают восстановление только к концу 2021 года (свыше 45 % опрошенных).

Вместе с тем, потребность в стратегическом развитии туризма в Беларуси не изменилась и актуальна по сей день. Поэтому содержательная часть стратегии может быть сохранена, дополнена, но без прогнозирования. Периодизация, предложенная в данной стратегии и соответственно задачи на этот период планируются, но они должны претерпеть изменения.

Скорее всего, первые пять лет, как и во всем мире, туризм будет восстанавливаться (от 3-х до 5 лет). Поэтому важно предусмотреть программу восстановления туризма после пандемии. В настоящее время чуть-чуть приоткрылось окно возможностей по выездному туризму, по внутреннему туризму в неорганизованной его части. Основными потребителями агротуризма, баз отдыха, санаториев  являются неорганизованные туристы. Въездной туризм по состоянию на 21 июля 2020 года находится без движения.

Организационные задачи стратегии

В связи с постпандемией, в первую очередь, нужно сформировать план до конца 2020 года (программу по восстановлению туристской отрасли в Беларуси на 3-5 лет) и утвердить на МЭКСе.

Программа должна быть создана с участием всех заинтересованных министерств и ведомств. Поскольку  условия еще не созданы для  восстановления отрасли за счет внутреннего и въездного туризма в 2020 году (важен процесс вовлечения отечественного туроператора в организацию внутреннего и въездного туризма), важно восстановить производственную цепочку, создать экономическую бизнес-мотивацию вовлечения отечественного бизнеса;

— создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Беларусь с учетом развития кластеров;

— стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Республики Беларусь на внутреннем и внешнем рынках;

— реализация специальных мер и программ поддержки социально значимых видов туризма, в особенности детского, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма;

— развитие инфраструктуры с учетом приоритетных направлений;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;

— совершенствование системы управления туризмом в Республике Беларусь, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма;

— включение международных компаний систем бронирования (букинг и иные) в национальную систему налогообложения. Уравнять условия хозяйствования международных и отечественных систем бронирования (для этого следует изучить опыт Евросоюза и России).

О приоритетных направлениях государственной политики

В стратегии не определены приоритетные направления государственной политики. Какой вид туризма (организованный или неорганизованный) будет являться приоритетным?

Предложенный анализ показал, что удельный вес организованных иностранных туристов, воспользовавшихся услугами отечественных операторов, составляет около 1,5% в общей структуре въездного потока иностранных посетителей, что свидетельствует о подавляющем доминировании неорганизованного въездного туризма над организованным.

С каждым годом доля самостоятельных путешественников растет. Вместе с этим возрастает роль впечатлений, но снижается значимость рациональных факторов, определяющих территорию назначения поездки.

В предложенном документе никак не предлагается   решать проблему увеличения доли организованных туристов.

А ведь важным фактором  в формировании качественного и конкурентоспособного турпродукта, а также его эффективного продвижения должен стать именно комплексный подход к выбору целевых внутренних и внешних рынков и определению его сегментов. А это не возможно без комплексного подхода, в том числе, без должного вовлечения отечественных туроператоров.

В настоящее время в Республике Беларусь около 1500 субъектов туристической деятельности. Из них только около 4% занимается въездным туризмом, а внутренним – около 1%. Потенциал отечественного туризма большой: есть накопленный опыт, обученные кадры. При определенных условиях можно вовлечь отечественный туристический бизнес на 60% и получить колоссальный экономический эффект в приросте экспорта организованных туристов.

Необходимо  определить и закрепить системообразующую роль отечественных туроператоров в создании конкурентоспособного продукта, отразить экономическую бизнес-мотивацию участия отечественных субъектов туристической деятельности в его реализации.

Соответственно, предложить меры поддержки для отечественных туроператоров как основы для стимулирования спроса и обеспечения доступности туристского продукта, реализуемых туроператорами гражданам Беларуси и иностранным гражданам. Основными элементами данной системы могут стать:

  • субсидирование организации чартерных перевозок туристов на приоритетные  туристские территории;
  • субсидирование организации специальных туров для отдельных категорий граждан, в том числе в рамках развития детского туризма, лечебно-оздоровительного туризма, организованных туров для лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и т.д.;
  • возмещение части затрат отечественным туроператорам на организацию новых туристических маршрутов на территории Республики Беларусь.

В стратегии может быть предложено два сценария: если мы берем за основу развитие туризма за счет неорганизованных туристов, то основные  усилия должны быть сосредоточены на комплексном развитии инфраструктуры гостеприимства, с целью повышения финансовой отдачи.

При втором подходе, который нам в период пост-пандемии видится наиболее разумным, необходимо сосредоточиться на том комплексе мер, что предложены РСТО, при вовлечении  отечественной туроператорской деятельности – создание производственной цепочки с учетом развития кластеров.

Важно дополнить стратегию основными подходами по совершенствованию статистических исследований по видам туризма, определить качественные и количественные показатели по внутреннему и въездному туризму;

Необходимо определить условия, способствующие формированию благоприятного делового и инвестиционного климата в сфере туризма. По мнению РСТО, в стратегии определение  приоритетных направлений – лечебно-оздоровительный, экологический агро-эко туризм, охотничий туризм, культурно-познавательный туризм,  событийный туризм (где смешаны все направления и деловой, и спортивный, и МICE) – дано без экономических обоснований, оценки вложенных инвестиций и финансовой отдачи.

РСТО считает, что необходимо выделить MICE и деловой туризм в отдельное приоритетное направление. Ведь с учетом географического места положения Беларуси и ввиду рекреационных возможностей, деловой туризм в Республике Беларусь может стать круглогодичным продуктом. Уже есть накопленный опыт и аналитика.

Одним из показателей эффективности делового туризма могут стать количество денежных средств, которые могут потратить туристы с деловыми целями, а также увеличение привлеченных международных мероприятий и выход Беларуси в топ-50 мирового рейтинга конгрессных территорий (при этом необходима разработка концепции развития делового туризма в Беларуси), соответственно, важно прописать меры по развитию делового туризма и выделить задачи в том направлении:

  • координация усилий туристического бизнеса и государства по конгрессной-выставочной деятельности;
  • строительство конгрессного центра, продвижение делового туризма, как минимум, участие в двух международных выставках, создание конгресс бюро на условиях частно- государственного партнёрства и т.д.

Также необходимо выделить  социально-значимые виды туризма в отельные блоки – такие, как:

детский, безбарьерный (вместо «доступный»).

В стратегии не исследована инвестиционная привлекательность Беларуси в сфере туризма и «окно возможностей» как одна из точек роста. Необходимо создать привлекательные условия для отечественного туристического бизнеса в части развития новых баз отдыха, объектов размещения. Определить, сколько возможно и нужно привлечь инвестиций и какой экономический эффект можно ожидать.

Необходимо уделить внимание мониторингу качества услуг реализуемого турпродукта. Фактическая оценка туристом путешествия и степень расхождения ожиданий, связанных с посещением страны (или отдельной территории), когда речь идет о внутреннем туризме, с реальным набором впечатлений впоследствии важно транслировать и накапливать в информационном путешествии новыми туристами либо о повторном путешествии.

В части инфраструктурных задач важно предусмотреть развитие приграничных территорий и предусмотреть увеличение средств размещения. Кроме того, в части обеспечения упрощения режима въезда важно рассмотреть также и другие белорусские территории «без виз», а также исследовать инвестиционную привлекательность отдельных территорий и оценить экономический эффект.

В разделе «оценка рисков и пути их преодоления» отсутствует понятие «сезонность» в туризме, ее экономические последствия и соответствующие показатели.

Одним из сдерживающих  факторов динамичного развития туризма в Беларуси является сезонность, приводящая к высоким колебаниям уровня спроса и, как следствие, низкой загрузке объектов туристской инфраструктуры. Механизмом компенсации низкого уровня туристского потока выступает существенное снижение цен субъектами туротрасли, что увеличивает срок окупаемости проектов. Вместе с тем, цены снижаются не на все элементы туристского продукта и общая стоимость даже в низкий сезон остается высокой. Отсутствие равномерной сезонной загрузки отражается не только на экономических показателях деятельности, но и негативно влияет на обеспечение круглогодичной занятости в сфере туризма. Само понятие сезонности, ее влияние на белорусский туризм важно отразить в стратегии.

Необходимо еще раз вернуться  к прогнозным показателям, целевым измеримым показателям ввиду последствий пандемии. Кроме того, один из показателей ввести рост в % организованного туризма в общем объеме экспорта услуг и увеличить его от 4,5% до 8% на разных этапах до 2035 г. с учетом внесения мер в стратегию по вовлечению отечественных туроператоров.

Также в своем докладе Оксана Бичун обратила внимание на развитие IT в туризме и необходимость поддержки не только государственного онлайн сервиса «Ветлива», но и других, в том числе, частных сервисов.

Необходимо предусмотреть в стратегии внедрение инноваций – трехмерное моделирование, виртуальное путешествие, таймшер (примеры использования – Израиль, Германия, Франция, США).

Оксана Бичун подчеркнула, что в стратегии предусматривается создание отдельного органа с целью контроля за реализацией стратегии. По мнению РСТО, с учетом того, что туризм предполагает тесную межотраслевую связь, важно оставить контроль за белорусским правительством.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments