Письмо РСТО в Министерство: какой Закон нужен белорусскому туризму?

Письмо РСТО в Министерство: какой Закон нужен белорусскому туризму?

Напоминаем, что 23 апреля состоялось заседание общественно-консультационного совета по туризму, на котором были обсуждены предложенные Министерством спорта и туризма изменения в Закон «О туризме». По итогам заседания РСТО предоставил в МСиТ собственное видение нового Закона.

Подписал письмо Председатель Совета Республиканского союза туристических организаций Иван Чура.

Самым спорным моментом, сказано в документе, подготовленном РСТО, является статья 18-ая: «Условия осуществления туристической деятельности». Механизмы, предложенные Министерством, требуют уточнения, проработки и детализации. Речь идет о всех трех вариантах – страховании гражданской ответственности оператора, банковских и финансовых гарантиях и фонде персональной ответственности.

Иначе в будущем может возникнуть ситуация, при которой рынок банковских и страховых услуг не будет готов к обеспечению данных процедур на момент принятия закона, что происходило, к примеру, в России.

Нельзя, в принципе, закрывать глаза на то, что введение этих регулирующих инструментов в России повлекло небывалую волну банкротств, неисполнение обязательств, разгул мошеннических схем – как в среде туроператоров, так и среди страховых компаний. В общем-то, во многом именно из-за этих изменений в туристическом законодательстве соседнего государства мы и имеем сейчас проблемы в туристической отрасли Беларуси. Средней руки российский туроператор в начале года отдает немалые средства за страховку и фонд, полгода пытается их «отбить», в результате, не у всех получается остаться на рынке либо уйти красиво – без скандалов и банкротств.

РСТО обращает внимание Министерства и всей туристической общественности на тот факт, что два из предложенных трех вариантов заведомо не имеют механизмов реализации.

Страхование гражданской ответственности туроператоров фактически невозможно в настоящее время – из-за отсутствия соответствующего продукта на рынке страховых услуг. Даже если со временем страховой бизнес и разработает положение по страхованию туроператоров, то мы видим на примере России, откуда и взяты данные инструменты, что это будет дорого и не подъемно для большинства средних и мелких туроператоров. Зато выполнимо для больших иностранных туркомпаний, приходящих на наш рынок.

Банковские и финансовые гарантии также не являются в наших условиях работающими инструментами. Введение этих гарантий может привести к монополизации туристического рынка, ведь финансовые депозиты и залоги сможет позволить себе очень небольшой круг туркомпаний. Может последовать исчезновение среднего и мелкого туристического сектора, который, соответственно, обеспечивает средний класс в Беларуси необходимым турпродуктом – речь идет об автобусных турах, недорогих поездках на море и столь любимых нашими гражданами экскурсионных турах. Кроме того, это повлечет сокращение рабочих мест в сфере туризма, что противоречит политике нашего государства. Так стоит ли устраивать финансовую кабалу для самого надежного и еще ни разу не обанкротившегося белорусского национального оператора ради того, чтобы кормить банки?

Фонды персональной ответственности туроператоров могут быть неплохим инструментом и идея кажется реализуемой, но, пока нет пошаговой инструкции сборов в эти фонды и их дальнейшего применения, вводить их в практику тоже рискованно. Иначе, кроме увеличения стоимости туров и, опять-таки, сокращения рабочих мест в туризме, никаких других результатов мы можем и не увидеть.

Безусловно, необходима аналитика для определения оптимальных размеров взносов в фонды персональной ответственности. Также общественность и профессионалы турбизнеса должны понимать, как будут расходоваться эти фонды, как они помогут потребителю в случае банкротства туроператора. Сами туроператоры, безусловно, видят фонды (в случае их появления на рынке) возвратными. Это значит, что при условии закрытия бизнеса в штатном режиме, оператор должен иметь возможность забрать свои деньги, внесенные в фонд в качестве взносов.

РСТО считает, что все эти моменты должны быть проработаны и утверждены до принятия Закона. Иначе мы получим такой главный отраслевой закон, в котором прописаны три нормы, две из которых невыполнимы, а третья, по сути, безальтернативная, может привести к манипуляциям и нечистоплотным схемам. При этом, естественно, нежелательной является монополизация рынка фондами в интересах нескольких компаний.

Следует отметить, что сама идея создания фондов может быть реализуема, на взгляд РСТО, только в рамках создания ассоциаций (союзов) субъектов туристической деятельности, в рядах которых должны состоять в обязательном порядке все субъекты туристической деятельности.

На взгляд РСТО, для оптимального функционирования данного инструмента, необходимо до его ввода в Закон завершить процесс по разработке в стране законопроектов о саморегулируемых организациях. И далее уже вводить фонд персональной ответственности только в рамках СРО. Процедуры отчислений в фонд должны носить постепенный, накопительный характер – с учетом низкой рентабельности и доходности в туристической деятельности. Это необходимо, если государство действительно заинтересовано в успешной и конкурентоспособной деятельности отечественных туроператоров.

Как вариант фонд персональной ответственности может формироваться в результате отчисления с каждого отправленного в поездку туриста до 0,5 рубля (выездной туризм) и 0,1 рубля – во въездном туризме. Таким образом, выездной туризм у нас будет застрахован на 500 тыс. рублей ежегодно – учитывая, что, по статистике прошлого года, за границу выехало около 1 млн белорусских граждан.

В то же время РСТО предлагает включить в законопроект дополнительный, альтернативный способ защиты потребителя в виде страхования каждого пакета или каждого туристического договора. Этот вариант все-таки является самым оптимальным и действующим механизмом, который гарантирует компенсации туристам в случае невозможности оператором выполнить свои обязательства. К тому же прецедент на рынке уже создан. Страхования компания «Имклива» уже страхует нескольких белорусских операторов от банкротства – данная страховая позиция включена в страховку «от невыезда».

Также РСТО не видит смысла в формальной сертификации, существующей на сегодняшний день. Возводить нынешнюю сертификацию в ранг обязательной невозможно. Вначале нужно как минимум изменить ее технологию и устаревшие ГОСТы.

В связи с этим РСТО предлагает усилить функцию Реестра, сделав его обязательным и дополнив необходимыми квалификационными требованиями. Это позволит бизнесу избежать не нужных бюрократических процедур и излишних проверок по устаревшим техническим нормам.

РСТО также обращает внимание на то, что все возникшие проблемы в белорусском турбизнесе за последние годы – это отголосок аналогичных нововведений в законы туристической отрасли России, так как рынки наших государств очень сильно взаимосвязаны. Именно введение фингарантий и фондов планомерно разрушает российский туристический рынок, провоцируя все новые банкротства национальных российских операторов и агентов, освобождая места для прихода иностранных компаний.

При этом РСТО акцентирует внимание общественности на статистике банкротств на туристическом рынке в Беларуси за последние 25 лет. Банкротств белорусских туроператоров не было! Есть закрытие фирм и есть мошенничество туристических агентств. Однако эти случаи не подпадают ни под один из предлагаемых в законопроекте инструментов защиты туризма, так как являются прерогативой следственных органов.

Банкротство туроператора «Натали Турс» (из-за которого пострадал белорусский рынок летом 2018 года), по сути, не имеет отношения к туроператорской деятельности, так как достоверно известно, что «Натали Турс» не формировал туров в Беларуси, а был только посредником, принимающим деньги и отправляющим их в Москву, где и формировался турпродукт. Это мошенничество, по итогам которого в Российской Федерации заведено уголовное дело.

РСТО поддерживает идею введения смарт-контрактов в туризме, используя технологию  блокчейн. Это современные инструменты, позволяющие сделать бизнес-процессы прозрачнее, надежнее и легче. Это наше будущее, которое уже практически стало настоящим. Пройдет несколько лет, и не нужны будут бумажные договора и электронные путевки, все будет технологично и функционально. Министерству спорта и туризма не потребуются устаревшие механизмы для контроля, все бизнес-процессы в туризме станут простыми и прозрачными. Беларуси, в которой есть Парк высоких технологий, стоит заниматься разработкой современных механизмов регулирования бизнес-процессов и хотелось бы, чтобы отраслевое Министерство также уделяло время внедрению инноваций и поиску инвестиций в эту сферу. За этим будущее!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *