Сергей ЦУРКО: О некоторых вопросах договорных отношений в туризме

Сергей ЦУРКО: О некоторых вопросах договорных отношений в туризме

Правовой эксперт РСТО, юрист-лицензиат Сергей Цурко рассматривает правовое регулирование договоров поручения, комиссии, субкомиссии в туристической деятельности в Республике Беларусь, вопросы ценообразования на собственные туристические продукты.

При осуществлении туристической деятельности у субъектов туристической индустрии иногда возникают проблемы, затрагивающие правовые аспекты при заключении договоров на реализацию туристического продукта, а именно – какой тип договора необходимо применить туроператору, турагенту.

В настоящей статье рассмотрены некоторые вопросы договорных отношений во взаимоотношениях туроператора, турагента, третьих лиц. Статья предназначена для руководителей туристических организаций, практикующих юристов, иных специалистов туристической индустрии.

Оказание услуг в области международного и внутреннего туризма в Республике Беларусь туристическими компаниями в рамках договоров поручения, комиссии и субкомиссии является одним из наиболее распространенных видов посреднических услуг.

Правовой статус договоров поручения, комиссии и субкомиссии установлены соответственно ст.ст.: 861, 880, 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Согласно ст. 861 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по  договору поручения, одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

По договору комиссии, в соответствии со статьи 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь, одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По договору субкомиссии, согласно ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом.

По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Использование в туристической индустрии вышеуказанных договоров,  вытекает из анализа положений ст. 1 и части 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь  от 25.11.1999г. № 326-3 «О туризме» (далее-Закон), ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь о свободе договора и самой специфики посреднической деятельности и деятельности при реализации тура, в основе которых в большинстве случаев лежит либо договор поручения, либо договор комиссии. И это относится как внутреннему туризму, так и внешнему.

Договор поручения

Как указывалось выше, по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

В соответствии со ст. 17 Закона, сторонами договора оказания туристических услуг являются исполнитель (субъекты туристической деятельности) и заказчик (участник туристической деятельности).

На практике исполнение обязательств по оказанию туристических услуг по договору оказания туристических услуг могут выполнять различные субъекты туристической деятельности, т.е. третьи лица. При этом исполнение всех или части обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.

Во взаимоотношения с заказчиком  туристических услуг могут вступать сам туроператор, турагент. Но, если турагент вступает в отношения с туроператом или иным турагентом, но уже не от собственного имена, а от имени и за счет участника туристической деятельности, то данные правоотношения регулируются на основании договора поручения.

В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса Республики Беларусь, поручение – это договор, который предусматривает следующее:

-одна сторона (поверенный) выполняет поручение другой стороны (доверителя), но выступает во взаимоотношениях не от своего имени, а от имени (доверителя);

-поручение доверителя поверенным выполняется за счет средств доверителя, т.е. договор может быть возмездным, так и безвозмездный;

-поверенным выполняются конкретные юридические действия, указания, в соответствии со ст. 863  Гражданского кодекса Республики Беларусь;

-по сделке, совершенной поверенным с третьими лицами, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя.

Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос.

Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя (пункт 1 ст. 185), доверителем может быть предоставлено право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения.

По договору поручения – поверенный обязан исполнять поручение в строгом соответствии с оговоренным вариантом.

По договору поручения допускается передоверие в случае, если это указанно в основной доверенности, выдаваемой доверителем поверенному. При этом следует помнить, что при передоверии передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные (ст. 188 ГК Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поверенный отвечает перед доверителем за действия лица, которому он передал полномочия лишь в случае нарушения данной нормы.

В соответствии со ст. 867 Гражданского кодекса Республики Беларусь — договор поручения прекращается вследствие:

-отмены поручения доверителем;

-отказа поверенного;

-смерти доверителя или поверенного, объявления кого-либо из них умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Надо помнить, что основным моментом прекращения договора поручения является то, что отказаться от его исполнения может любая сторона, за исключением договора с коммерческим представлением.

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный – отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Таким образом, анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что договор поручения заключается в представительстве: коммерческое представительство, представление интересов перед третьими лицами по иным вопросам хозяйственной деятельности.

Вместе с тем надо понимать, что вопросы регламентации деятельности субъектов туристической индустрии через призму договора поручения белорусским законодательством не урегулированы.

С учетом того, что субъекты туристической индустрии, при реализации туров, а  в соответствии со ст. 1 Закона, тур – это сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие – на практике используют договора поручения.

Как пример – по визовому обеспечению тура (поручают третьим лицам посредством заключения с заказчиками  договоров поручения оформлять документы на получения выездных виз в дипломатических представительствах иностранных государств, для заказчиков) и др.

На практике договор поручения чаще именуется агентским договором, агентским соглашением.

Договор комиссии

Договорные отношения по реализации тура между субъектами туристической деятельности осуществляются посредством заключения не запрещенных законодательством посреднических договоров (комиссия, договор поручительства, агентский договор и т.п.) либо при реализации тура участникам туристической деятельности на основании договора оказания туристических услуг.

Предметом договора комиссии является оказание посредником услуг по совершению сделок в интересах и по поручению комитента. Определение в договоре тех действий, которые должен совершить комиссионер, является обязательным условием заключения договора комиссии, так как иных существенных условий для этого вида договора ГК Республики Беларусь не предусмотрено, как правило, это совершение юридических и иных действий по реализации туристического продукта. В договоре обязательно должно быть указание на то, каким образом в рамках договора комиссии реализуется предмет договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона, реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг, т.е. посредством заключения и исполнения с третьими лицами договоров на оказание туристических услуг, так как закон не запрещает заключать посредством договора комиссии любые другие сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные действующим гражданским законодательством.

В предмет договора комиссии зачастую включаются следующие действия, которые комитент поручает комиссионеру выполнить, к примеру: оказание различных комплексов туристических услуг, предоставляемые туристам на территории Республики Беларусь и за ее пределами, включая, но не ограничиваясь услугами по осуществлению перевозки из Республики Беларусь в страну пребывания и обратно (перевозки любыми видами транспорта) или внутри Республики Беларусь; по организации приема и размещению, трансферу по прибытию и по отъезду в стране пребывания; по обеспечению гостиничного, экскурсионного и иных видов обслуживания в стране пребывания, и прочие отдельные туристические услуги либо комплексы туристических услуг, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, и подлежащие предоставлению туристу третьими лицами вне (внутри) территории Республики Беларусь в период его туристического путешествия.

Иными словами, предметом договора комиссии является деятельность комиссионера, направленная на заключение в конечном итоге договора на оказание туристических услуг с заказчиком, а не сам договор как результат деятельности.

Действия комиссионера, предполагающие возможность заключения посредником на основании и во исполнение договора комиссии целого ряда различных сделок, направленных на реализацию тура, следует признать справедливыми, так как практическая реализация договора комиссии влечет заключение таких сделок как: по оказанию транспортных, гостиничных услуг, услуг предоставления питания и др.

Если сравнивать договор комиссии, в общем понимании прав и обязанностей, который предполагает заключение договора купли-продажи на реализацию определенного товара, с договором комиссии для субъекта туристической индустрии, то, как правило, стороны договора комиссии конкретно определяют круг сделок, которые должен по поручению комитента совершать комиссионер. Из договора комиссии между субъектами туристической индустрии как минимум вытекает обязанность для комиссионера заключить договор на оказание туристических услуг с третьим лицом.

Применительно к правоотношениям среди субъектов туристической индустрии следует отметить, что договор комиссии рассчитан на достаточно длительный срок, но если условия предполагаемых сделок не могут быть определены комитентом на момент подписания договора комиссии, то впоследствии комитент вправе конкретизировать такие условия в указаниях, адресуемых комиссионеру, оформляемых дополнительными соглашениями к договору комиссии.

В соответствии со ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь, реализация комиссионных услуг в рамках туристической деятельности – это договор комиссии, который предусматривает следующее:

-одна сторона (комиссионер) выполняет поручение другой стороны (комитента), но выступает во взаимоотношениях от своего имени, чем в данном случае отличается от договора поручения;

-комиссионер выполняет юридические действия, т.е. заключает одну или несколько сделок;

-за услуги комиссионеру выплачивается вознаграждение, т.е. договор является возмездным;

-по сделке, совершенной комиссионером с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, предметом договора комиссии является оказание посредником услуг по заключению сделок в интересах и по поручению комитента.

В договоре комиссии комиссионер свободен в выборе способа исполнения договора.

Пунктом 3 статьи 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что законодательством могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии.

В соответствии со статьей 882 Гражданского кодекса Республики Беларусь:

  1. Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
  2. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

На практике конструкция данной нормы статьи часто используется во взаимоотношениях туроператора, считай (комитента) и турагента (комиссионера), когда в ходе исполнения поручения комиссионером у последнего возникает помимо комиссионного вознаграждения и дополнительная выгода, при реализации тура по цене, превышающей установленную комитентом, или при предоставлении заказчику консультационных, сервисных и иных услуг, если это предусмотрено договором комиссии.

Такие конструкции используются как белорусскими, так и зарубежными субъектами туристической деятельности.

Важно знать, что если в договоре комиссии содержатся указания комитента о выполнении поручения, то отступление от этих указаний возможно лишь с согласия комитента.

Положения о правах и обязанностях сторон договора комиссии установлены главой 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь, определены в статьях 13, 14, 16 Закона, однако, это не ограничивает стороны конкретизировать права и обязанности, в особенности это относится к договорам комиссии, заключаемых с нерезидентами Республики Беларусь.

Обязанностью комиссионера является заключение сделки или несколько сделок в точном соответствии с поручением  комитента и на наиболее выгодных для комитента условиях (п. 1 ст. 880 и ч.1 ст.882 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Если комиссионер не получил от комитента конкретных поручений по договору, он обязан исполнить поручение в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ч.1 ст. 882 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Как следует из статьи,  прямой обязанности у комитента о конкретизации поручений комиссионеру нет, так как предполагается, что комиссионер знает суть заключаемых сделок.

Однако, если в договоре имеются детальные поручения комитента, то комиссионер обязан их исполнить точно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 885 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с ч.1 п. 1 статьи 885 Гражданского кодекса Республики Беларусь,  комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

Нормы главы 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь в договоре комиссии между субъектами туристической деятельности при определении прав и обязанностей сторон по договору дополняются положениями, изложенными в статье 14 Закона, направленными, в том числе на реализацию тура.

К примеру, если комиссионер был обязан предварительно запросить комитента (при реализации тура комитента) о возможности реализации тура по меньшей цене, но не запросил комитента, то он должен доказать, что не имел такой возможности получить предварительно согласие комитента на уменьшение цены тура, т.е. на отступление от его указаний. В таком случае, при расчетах с комитентом возмещение разницы в цене является для комиссионера своеобразным наказанием за ненадлежащее исполнение договора комиссии.

На практике, когда комиссионер, заключивший сделку на более выгодных условиях, чем те, которые указаны комитентом, вправе претендовать сверх суммы комиссионного вознаграждения дополнительно на часть суммы. Оставшаяся часть принадлежит комитенту. Стороны при заключении договора комиссии вправе предусмотреть, что дополнительная выгода полностью поступит в распоряжение комитента либо комиссионера, а также установить и иное распределение сумм, дополнительно вырученных комиссионером.

В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (п. 2 ст. 883 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Такой подход представляется правильным, так как в туристической индустрии не исполнение третьим лицом сделки – это, как правило, отказ от договора на оказание туристических услуг и, соответственно партнеры комитента (принимающая сторона) по договору с нерезидентами Республики Беларусь могут выставить комитенту и опосредованно комиссионеру санкции за отказ от договора (за исключением наличия уважительных причин).

Вместе с тем, по общему правилу, согласно п. 1 ст. 883 Гражданского кодекса Республики Беларусь, комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Однако, с учетом того, что в туристической индустрии финансовая ответственность комиссионера за действия третьих лиц очевидна, в договорах  следует предусматривать нормы о принятии на комиссионера ручательства за исполнение сделки (делькредере) третьими лицами, так как комиссионер должен нести ответственность за неосмотрительность в подборе третьих лиц, с которыми он заключает сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 890 Гражданского кодекса Республики Беларусь комитент обязан принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что комитент освобождает комиссионера от обязательств по исполнению комиссионного поручения, принятых им на себя перед третьим лицом.

В соответствии со ст. 14 Закона субъекты туристической деятельности обязаны принять необходимые меры по соблюдению прав и законных интересов участников туристической деятельности, по возмещению в случаях и порядке, установленных законодательством, убытков (вреда), причиненные участнику туристической деятельности и др.

В соответствии со ст. 14 Закона комиссионер обязан обеспечить безопасность туристических услуг, а также провести инструктаж в порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта (Инструкция о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17.), так как статьей 13 Закона предусмотрены права участников туристической деятельности на обеспечение субъектом туристической деятельности безопасности оказываемых туристических услуг.

В договоре в обязательном порядке должны найти своё отражение нормы Госстандарта Республики Беларусь СТБ 1352-2005 «Туристические услуги».

Важным условием для любого договора является цена.

Цена в рамках договора комиссии зависит от цены совершаемой сделки комиссионером.

Комитент определяет стоимость каждого конкретного тура на основании цен, сформированных для реализации комплекса туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие (статья 1 Закона Республики Беларусь «О туризме»).

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 17 Закона, при оказании туристических услуг третьими лицами стоимость туристических услуг, определяемая в договоре оказания туристических услуг, включает стоимость туристических услуг, оказываемых туроператором (комитентом) лично, и стоимость туристических услуг, оказываемых третьими лицами.

В договоре комиссии, а если учесть, что комитент, как правило производит расчеты с нерезидентами, необходима правильное определение алгоритма расчетов комиссионера с комитентом и определение валюты платежа. Необходимо иметь в виду, что на территории Республики Беларусь законным платежным средством является белорусский рубль (ст. 141 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

В договорах с нерезидентами платежным средство является соответствующая иностранная валюта.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные обязательства должны  быть  выражены  в  белорусских рублях.  Согласно  ч. 2  п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

В договоре комиссии оговаривается комиссионное вознаграждение и его размер. Комиссионное вознаграждение – это вознаграждение, уплачиваемое комитентом комиссионеру. Размер комиссионного вознаграждения не относится к числу существенных условий договора комиссии.

Комитент обязан уплатить комиссионное вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных договором (ч. 1 п. 1 ст. 881 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Размер и порядок выплаты комиссионного вознаграждения определяются в договоре между комитентом и комиссионером.

Комиссионное вознаграждение может быть установлено сторонами различными способами:

-в твердой сумме независимо от цены совершенной комиссионером сделки;

— в виде разницы между назначенной комитентом ценой и более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку;

— в процентах от цены сделки, совершенной комиссионером.

Важной обязанностью комиссионера, направленной на защиту прав комитента и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны посредника, является установленная ст. 889 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязанность комиссионера по представлению комитенту отчета.

Положения ст. 889 Гражданского кодекса Республики Беларусь, обязывающие комиссионера представлять отчет комитенту, носят характер императивной нормы, вследствие чего стороны не могут предусмотреть в договоре освобождение комиссионера от такой обязанности. Если в договоре комиссии вообще отсутствует условие о представлении комиссионером отчетов комитенту, то это не означает, что такой обязанности у комиссионера нет. ГК Республики Беларусь, также как и Закон не устанавливает специальных правил, предусматривающих форму и содержание отчета комиссионера.

Поскольку никаких правил и требований к отчету комиссионера законом не установлено, комиссионер вправе представить отчет как в письменной форме, так и устно, в соответствии с п. 1 ст. 890 Гражданского кодекса Республики Беларусь комитент обязан принять от комиссионера все исполненное по договору. Как правило, отчеты предоставляются в письменной форме, требующиеся комитенту для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Сторонами договора, при его заключении определяется период времени, в течение которого комиссионер обязан исполнить все обязанности по договору комиссии. Действия комиссионера не исчерпываются обязанностью совершить сделку, он обязан отчитаться перед комитентом, вручить ему деньги, что также требует времени. Таким образом, следует различать срок, в течение которого комиссионер обязан совершить сделку, и срок действия всего договора комиссии. В связи с этим вопрос о моменте исполнения договора комиссии комиссионером имеет особое практическое и теоретическое значение. На практике договора заключается сроком на один календарный год с возможностью пролонгации.

Положениями главы 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь вопрос о сроках заключения договора комиссии прямо не урегулирован и на практике могут возникать определенные разногласия.

Для прекращения договора комиссии ст. 892 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрены следующие основания:

— отказ комитента от исполнения договора;

-отказ комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законодательством или договором;

-смерти комиссионера, объявления его умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

-признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, экономически несостоятельным (банкротом).

В случае объявления комиссионера экономически несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указания последнего, переходят к комитенту.

Закон Республики Беларусь «О туризме» не регулирует вопросы прекращения договора комиссии между субъектами туристической индустрии.

Важным моментом в договорах комиссии определения алгоритма действий сторон, при реализации поручений комитента – реализации тура, а это определяется порядком бронирования тура.

С учетом развития компьютерных технологий, порядок бронирования осуществляется,  как правило, на сайте комитента в онлайн кабинете. В договоре стороны обязаны отразить это, либо предоставить комиссионеру в качестве приложения к договору подробную инструкцию порядка бронирования туров.

В договоре комиссии стороны предусматривают ответственность за неисполнение условий договора или нарушение сроков его исполнения. Закон не дает понятия ответственности субъектов туристической индустрии. Ответственность, предусмотренная в договорах комиссии, определяется общими нормами ГК об ответственности.

В соответствии со ст.ст. 13, 14 Закона субъект туристической деятельности обязан возместить причиненные убытки (вред), в случаях и порядке, установленных законодательством.

При одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг (статья 20 Закона) сторон, заказчик услуг обязан оплатить другой стороне фактически понесенные расходы, исполнитель осуществляет полное возмещение заказчику убытков.

Настоящие положения к договору оказания туристических услуг экстраполируются и в договор комиссии, во взаимоотношениях комитента и комиссионера.

При подготовке и заключении договоров комиссии комитенты зачастую включают в раздел ответственности сторон санкции за досрочное расторжение (аннуляции) договоров (на оказание туристических услуг с третьими лицами) помимо предусмотренных законодательством санкций. Как правило, такие штрафные санкции определяют в фиксированных суммах. Указанные нормы о штрафных санкций переносятся и в договора на оказание туристических услуг.

Такие нормы, заложенные в договора, являются противоречащими законодательству Республики Беларусь, так как ограничивают потребителей.

В соответствии со ст. 17 Закона договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами, не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.

Таким образом, комитент отвечает перед туристами за действия третьих лиц.

В соответствии со ст. 13 Закона права участника туристической деятельности (туриста) помимо вышеназванного закона защищаются и законодательством о защите прав потребителей.

Согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002г. № 90-3 «О защите прав потребителей» условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим Законом и иным законодательством в области защиты прав потребителей, считаются недействительными.

Согласно статье 20 Закона, заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг, а, согласно статье 17, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора оказания туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Договор комиссии может быть прекращен в одностороннем порядке путем отмены поручения комитентом (п. 1 ст. 893 Гражданского кодекса Республики Беларусь) или отказа от исполнения договора комиссионером (ст. 894 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Закон содержит различные правила для отмены поручения комитентом и отказа комиссионера от исполнения обязательства.

При этом комиссионер вправе требовать у комитента возмещения убытков, вызванных отменой поручения.

Таким образом, комитент вправе в любое время отказаться от договора комиссии, отменив поручение и возместив убытки комиссионера, вызванные расторжением договора (п. 1 ст. 893 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Комиссионер не вправе отказаться от исполнения договора комиссии, кроме случая заключения договора без указания срока (п. 1 ст. 894 Гражданского кодекса Республики Беларусь), а также иных случаев, предусмотренных договором.

Договор субкомиссии

Как указывалось выше, договор субкомиссии относится к посредническим договорам. Поручение, данное комитентом, комиссионер выполняет самостоятельно. Однако в некоторых случаях посредники, реализующие услуги для клиентов, прибегают к услугам посредников, так называемых субкомиссионеров. При этом комиссионеры заключают с ними договор субкомиссии.

В соответствии с ч.1 п. 1 ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь договором субкомиссии называется договор, по которому одна сторона (субкомиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комиссионера) за вознаграждение исполнить одну или несколько сделок от собственного имени и в интересах комитента. Таким образом, привлекая к исполнению договора комиссии субкомиссионера, комиссионер становится ответственным перед комитентом за его действия.

Вместе с тем, согласно ст. 883 Гражданского кодекса Республики Беларусь  комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда:

-комиссионер не проявил необходимой осмотрительности при выборе этого лица;

— принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Заключая договор субкомиссии с субкомиссионером, комиссионер заключает договор на реализацию поручений комитента по договору комиссии. Следовательно, в этом случае комиссионер остается ответственным перед комитентом за действия третьего лица.

По договору субкомиссии комиссионер в отношении субкомиссионера исполняет права и обязанности комитента, отвечая перед комитентом за исполнение договора субкомиссионером (ч. 2 п. 1 ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Заключать договор субкомиссии или нет, решает самостоятельно комиссионер, но при условии, если в договоре комиссии с комиссионером комитент не ограничил комиссионеру заключение сделок с третьими лицами.

По общему правилу договор субкомиссии может заключаться: когда об этом указано в договоре комиссии; когда в договоре нет прямого запрещения комитента на привлечение третьих лиц для выполнения поручения комитента.

Порядок заключения договора субкомиссии регулируется ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Исходя из положений части 1 статьи 16 Закона субъектам туристической деятельности предоставлено право на заключение договора субкомиссии, так как запрета на их заключение законодательством не предусмотрено.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента. Поэтому алгоритм взаимоотношений аналогичен отношениям между комитентом и комиссионером, т.е. комиссионер становится комитентом, а субкомиссионер — комиссионером. Поэтому, отношения комиссионера с субкомиссионером будут регулироваться правилами, установленными главой 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

При определении прав и обязанностей по договорам субкомиссии, субъекты туристической индустрии как правило, по всем сделкам, совершенным субкомиссионером с третьими лицами (участниками туристской деятельности), предусматривают для субкомиссионера, что субкомиссионер непосредственно приобретает права и становится обязанным по сделкам, хотя бы комиссионер и был назван в сделке или вступил с третьим лицом (третьими лицами) в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, после заключения договора субкомиссии субкомиссионер вправе:

-отступить от указаний комиссионера в случае, если это необходимо в его интересах и в интересах комитента;

-удержать причитающееся ему по договору вознаграждение из суммы, поступившей за реализованные туристические услуги;

-требовать возмещения возникших убытков в случае, если комиссионер отменил свое поручение.

Субкомиссионер обязан:

-выполнить взятое на себя обязательство на наиболее выгодных для комиссионера и комитента условиях;

-если туристические услуги были проданы по цене, которая оказалась ниже установленной комиссионером, возместить разницу между продажной ценой и стоимостью, установленной комиссионером;

-представить комиссионеру отчет о выполненной работе, а также передать все полученное за реализованные услуги за вычетом комиссионного вознаграждения.

Согласно п. 2 ст. 884 Гражданского кодекса Республики Беларусь, до прекращения договора комиссии комитент не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные взаимоотношения с субкомиссионером, если иные условия взаимоотношений не предусмотрены в договоре комиссии.

Данная норма закона защищает интересы комиссионера и соответственно субкомиссонера, не давая возможности комитенту вторгаться непосредственно в отношения с субкомиссионером.

Согласно ст. 882 Гражданского кодекса Республики Беларусь, принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Такие правила применимы и к договору субкомиссии. При этом дополнительная выгода уже будет делиться между комитентом, комиссионером и субкомиссионером.

Субкомиссионер после исполнения поручения комиссионера обязан представить комиссионеру отчет. При этом,  комиссионер, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них субкомиссионеру в срок, установленный договором. Если возражения отсутствуют, отчет субкомиссионера считается принятым.

Вместе с тем, с учетом  определения предмета турагентской деятельности, закрепленного в ст. 1 Закона, турагент в отличие от туроператора не вправе заключать договора субкомиссии, т.к. суть его деятельности сводится к реализации тура участнику туристической деятельности.

Вопросы ценообразования на собственные туристические продукты

В ст. 1 Закона туристические услуги, туристическое путешествие определены, прежде всего, как результат предпринимательской деятельности туристического оператора, туристического агента.

Наличие в туристической индустрии туроператоров и турагентов определяет определенные различия при формировании цены на туруслуги.

Туроператорская деятельность, согласно  указанной статье закона, направлена на разработку, продвижение и реализацию тура, а также на оказание отдельных туристических услуг.

Турагентская деятельность – это деятельность, направленная на  продвижение, реализацию туров, сформированных туроператорами — резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

В соответствии с постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23.01.2009г. № 2 «Об утверждении методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькуляции себестоимости туристических услуг» (далее – Рекомендации № 2) цены (тарифы) рассчитываются туроператорами самостоятельно.

В туристической индустрии это основной документ, на основе которого туристические организации формируют цену на туристические продукты. Полагаю, основные положения данных Рекомендаций следует привести в настоящем материале.

Стоимость тура складывается из стоимости отдельных туристических услуг путем простого суммирования.

Услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с оказанием туристических услуг (транспортные услуги, услуги по проживанию, питанию и т.п.), являются одной из составляющих статей стоимости тура.

Состав туристского продукта (туристической услуги) может включать различные услуги в соответствии с пожеланиями туриста. Себестоимость туристского продукта формируется из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, и услуг, оказываемых собственными силами.

Затраты туристической организации по отношению к производственному процессу оказания туристических услуг подразделяются на производственные, которые непосредственно связаны с оказанием туристической услуги, и коммерческие, к которым относятся затраты, необходимые для продвижения и реализации туристической услуги.

Полная себестоимость туристической услуги равняется сумме производственных и коммерческих затрат.

Производственные затраты туроператора включают стоимость приобретаемых туроператором услуг сторонних организаций (проживание туристов в гостиницах, транспортное обслуживание, питание туристов, экскурсионное обслуживание, услуги гидов, переводчиков, стоимость визы, страхование туристов от несчастных случаев, медицинское страхование и т.п.) и собственные затраты туроператора по организации тура (заработная плата производственного персонала, непосредственно занятого в процессе формирования туристского продукта, а также налоги и неналоговые платежи, базой для исчисления которых является фонд оплаты труда, и другие расходы предприятия по формированию и реализации конкретного тура).

Производственные затраты в зависимости от способа включения их в себестоимость туристической услуги подразделяются на прямые и косвенные (общехозяйственные).

Под прямыми затратами понимаются затраты, связанные с оказанием туристических услуг, которые можно прямо и непосредственно включить в себестоимость соответствующего объекта калькулирования:

— расходы на оплату труда производственного персонала по формам оплаты и системам премирования, разработанным туристической организацией, в соответствии с действующим законодательством;

— обязательные отчисления от всех видов оплаты труда производственного персонала, независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд социальной защиты населения);

— расходы на служебные командировки работников производственного персонала;

— затраты структурных подразделений туристических организаций, участвующих в оказании туристической услуги (расходы структурных подразделений туристической организации, участвующих в процессе оказания туристической услуги посредством выполнения отдельных видов работ и оказания услуг собственными силами (услуги гостиниц, домов отдыха, кемпингов, аренда спортивных сооружений и инвентаря, услуги туристического транспорта и др.). Определение состава себестоимости выполненных работ и оказанных услуг структурными подразделениями, входящими в состав туристической организации, осуществляется с учетом отраслевой принадлежности этих видов работ и услуг (промышленность, автотранспорт, коммунальное хозяйство и т.д.);

— затраты на подготовку (разработку) и формирование новых видов туристических маршрутов (расходы на оплату труда сотрудников, занятых подготовительными работами по освоению новых видов туристических маршрутов; обязательные отчисления от всех видов оплаты труда таких работников, независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в Фонд социальной защиты населения; расходы на командировки сотрудников; затраты на стажировку по иностранному языку сотрудников; расходы на подготовку и переподготовку кадров для работы на вновь организуемых маршрутах; расходы на исследование рынка нового вида маршрутов; расходы по разработке тем экскурсий (рецензирование текста и т.п.); расходы на участие в выставках; иные расходы, относящиеся к формированию (созданию) нового вида маршрутов);

— прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием туристической услуги.

Косвенные (общехозяйственные) затраты — это совокупность расходов, связанных с обслуживанием и управлением туристической организацией:

— обязательные отчисления от всех видов оплаты труда работников аппарата управления и иного обслуживающего персонала туристической организации, независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в Фонд социальной защиты населения;

— представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием иностранных делегаций и отдельных лиц, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества;

— затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и организованным набором работников, включая оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала;

— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

— отчисления по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленным законодательством порядком;

— страховые взносы по видам обязательного страхования; страховые взносы по перечню видов добровольного страхования и в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь; страховые взносы по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при направлении работников в служебную командировку за пределы Республики Беларусь в случаях, когда в соответствии с законодательством страны пребывания командированного работника указанный вид страхования является обязательным;

— оплата в соответствии с законодательством государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусом или уполномоченным должностным лицом, а также стоимость составления проектов сделок, заявлений, изготовления копий документов, выписок из них, оказания других правовых и технических услуг, связанных с совершением нотариальных действий, согласно тарифам, утверждаемым в установленном порядке;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и другой информации, если законодательством Республики Беларусь возложена на организацию обязанность их публикации;

— взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, сборов и иных обязательных платежей предусмотрена законодательством и является условием для осуществления деятельности организациями — плательщиками этих взносов, сборов и иных платежей;

— взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата этих взносов предусмотрена законодательством и является обязательным условием для осуществления деятельности организациями — плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения организацией — плательщиком данных взносов указанной деятельности;

— стоимость тендерной документации;

— минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя в размерах, установленных законодательством;

— затраты на автоматизацию бухгалтерского учета (расходы на разработку и обслуживание бухгалтерских задач (бухгалтерских программ и их компонентов); расходы на поддержание, обслуживание и обновление бухгалтерских программ);

— затраты на приобретение материалов, канцелярских товаров, бланков первичных бухгалтерских документов, бланков форм статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности и иных расходных материалов, а также расходы на типографские и переплетные услуги;

— расходы на оплату услуг связи, включая расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, Интернет, электронной почты и другие подобные услуги; оплата услуг вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием организации;

— оплата услуг банков, иных кредитных организаций по осуществлению в соответствии с заключенными договорами факторинговых операций, в том числе разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору (дисконт);

— расходы на оплату услуг Интернет-провайдеров по подключению к сети, расходы по аренде дискового пространства на серверах Интернет-провайдеров, расходы по созданию Web-сайтов, регистрационные сборы за отдельные сайты, расходы по техническому сопровождению и обновлению Web-сайтов и т.д.;

— расходы на содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации, других технических средств управления. Затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются;

— проценты по полученным ссудам, кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным ссудам, кредитам и займам, а также займам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов);

— расходы сторонних организаций по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов). Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость туристических услуг не включаются;

— эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.;

— приобретение предметов и средств ухода за помещениями (чистящие порошки, пасты, тряпки, щетки, веники и т.д.);

— расходы на содержание и ремонт приборов учета тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды;

— плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, в том числе расходы по противопожарному обслуживанию аварийно-спасательными службами;

— расходы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, предусмотренных законодательством, включая расходы на приобретение изданий, публикующих нормативные правовые акты по вопросам условий охраны труда, наглядных пособий и учебных материалов по охране труда и других расходов, организации докладов, лекций по охране труда; расходы на лечение заболеваний, связанных с несчастными случаями на производстве и профессиональных заболеваний;

— отчисления филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности на содержание аппарата управления организаций;

— затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, дополнительные затраты по перевозке работников специальными маршрутами наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) сверх стоимости, оплачиваемой работниками организаций, исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта, в соответствии с договорами, заключенными с транспортными организациями. Суммы, определенные исходя из действующих тарифов на транспортные услуги, возмещаются работниками организаций (в форме оплаты получаемых проездных документов) или списываются на внереализационные расходы;

— приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования за исключением такси, для работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом;

— сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности, исчисленная в установленном законодательством порядке, а также индексация амортизационных отчислений, производимая в установленном порядке;

— отчисления в ремонтный фонд и резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств;

— износ находящегося в эксплуатации инвентаря, используемого в предпринимательской деятельности туристической организации, форменной одежды работников (которым она выдается в соответствии с действующим законодательством). Расходы, связанные с выдачей работникам фирменной одежды бесплатно или на условиях частичной оплаты, в состав себестоимости не включаются за исключением случаев, когда такая выдача предусмотрена законодательством и осуществляется в пределах норм, предусмотренных законодательством;

— компенсация за износ (амортизацию) использованных для нужд туристической организации личных транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений в соответствии с законодательством;

— затраты по использованию работниками аппарата управления и иного обслуживающего персонала личного имущества и транспорта для служебных поездок;

— расходы на содержание служебного легкового автотранспорта в соответствии с законодательством (стоимость горюче-смазочных материалов, расходы на проведение всех видов ремонта, расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства). Расходы в виде платы за стоянку на автомобильных парковках (местный сбор с пользователей за парковку) в состав себестоимости не включаются;

— арендная плата;

— лизинговые платежи;

— оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг;

— расходы на проведение обязательных аудиторских проверок в соответствии с законодательством;

— расходы на информационные услуги (услуги по предоставлению туристическим организациям на договорной основе информации в виде печатных изданий, компьютерных (электронных) банков и баз данных, их электронных (магнитных) копий, в том числе полученных с использованием деловой (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической, нормативно-правовой и т.д.), научно-технической (документальной, библиографической, рефератной информации и данных в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук отраслей производства и сфер человеческой деятельности), политической и потребительской информации (информирование о происходящих научных конференциях и симпозиумах, банковской информации и т.д.), затраты на приобретение, в том числе на подписку, периодических (газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год) и непериодических изданий, методической, справочной литературы, нормативных документов);

— расходы на консультационные услуги (услуги, имеющие своей целью консультирование туристических организаций на договорной основе по вопросам их предпринимательской деятельности (составление договоров, участие в консультационных и (или) информационно-консультационных семинарах, юридические и правовые консультации и др.);

— расходы на оплату услуг по управлению туристической организацией или отдельными ее структурными подразделениями, в том числе расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены те или иные функциональные службы;

— отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

— прочие затраты, связанные с предпринимательской деятельностью туристической организации, но не относящиеся к ранее перечисленным затратам.

В случае необходимости туристические организации могут группировать косвенные (общехозяйственные) расходы по их связи с процессом оказания туристической услуги:

— по обслуживанию процесса оказания туристической услуги;

— по управлению процессом оказания туристической услуги;

— прочие расходы.

При формировании цены необходимо экономическое обоснование формирование цены. Для этого при составлении калькуляции туроператору следует исходить из условной ситуации, которую переложить на конкретные оказываемые услуги и их стоимость в прошедший период, с определенными поправками на отклонение цен на рынке.

Учитывается следующее:

— бронирование отеля с питанием в стране, часто посещаемой туристами;

— стоимость 1 места в номере соответствующей категории;

— стоимость иностранного партнера по трансферу из аэропорта в отель и обратно;

— услуги сопровождающего гида;

— развлекательная программа на период всего времени пребывания;

— прочие дополнительные услуги, предоставляемые отелем.

Как правило, туристические компании в начале сезона приобретают блок места на чартерные рейсы авиакомпании по направлениям, которым работают туристические компании.

В калькуляцию также включается стоимость авиаперелета к месту отдыха и назад. Для представления общей картины по стоимости тура некоторые туристические компании при калькулировании стоимости тура включают стоимость оформления виз.

Принимая решение об открытии конкретного маршрута путешествия, формируя стоимость тура туристическая компания должна заключить соответствующий договор с принимающей стороной, а стало быть, в стоимость тура включаются сумма командировочных расходов туристической организации, затраченных на командировку работника для заключения партнерского договора с принимающей стороной.

Некоторые партнеры (принимающая сторона) перед началом сезона требует в соответствии с условиями договора определенный авансовый платеж. Такой платеж может достигать в несколько тысяч соответствующей иностранной валюты.

С учетом практики работы среднестатистической туристической организации, для осуществления такого платежа в отсутствии свободных денежных средств такая туристическая организация прибегает к кредитным ресурсам банков. Обслуживание кредитов требует определенных денежных затрат, которые также закладываются в стоимость тура.

В настоящий момент расчеты внутри Республики Беларусь осуществляются за белорусские рубли. Туристические компании для расчетов с иностранными партнерами вынуждены покупать иностранную валюту. А для этого, в стоимость туристических услуг закладывается размер годовой процентной ставки, которую туристические компании платят банкам за кредиты, а также расходы на покупку валюты.

Реализацией туруслуг занимается специалист, которому, согласно штатному расписанию определена заработная плата. Среднее время на предоставление информации по туру и обслуживание 1 туриста составляет 1 час. Таким образом, в калькуляцию цены реализации тура будет включена заработная плата специалиста в размере стоимости 1 часа работы специалиста. На заработную плату согласно налоговому законодательству начисляются обязательные страховые взносы в Белгосстрах в размере 0,6%. Кроме того, производятся отчисления в Фонд социальной защиты населения по ставке 34% от фонда заработной платы. В стоимость туруслуг закладывается и НДС 20%.

Одной из статей затрат в себестоимости туруслуг является реклама.

Далее необходимо в расходы туристической организации, оказывающих влияние на стоимость туруслуг включать: износ основных средств и нематериальных активов, заработная плата администрации и начисления на заработную плату, относимые на себестоимость, аренда офиса и коммунальные услуги, услуги связи, суммы налогов,  прочие расходы.

С 1 марта 2015 года в Республики Беларусь расчеты за туруслуги с физическими лицами осуществляются в белорусских рублях. Поэтому цену на турпродукт калькулируют в белорусских рублях, в привязке к иностранной валюте по курсу Нацбанка РБ, установленному на дату составления калькуляции.

Приведенное выше относится к формированию цены на собственный туристический продукт.

Многие туристические организации выступают как турагенты  иностранных туроператоров, реализовывая белорусским туристам туруслуги иностранных туроператоров. В таком случае стоимость тура меньше за счет меньшей суммы налогов с оборота, так как у себя белорусские туристические компании оставляют только свое вознаграждение.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments