Вспомнить все! Январь в истории белорусского турбизнеса

Вспомнить все! Январь в истории белорусского турбизнеса

В эти первые дни нового 2022 года мы решили вспомнить, чем жила туристическая отрасль Беларуси в «лихие» 90-е и начале 2000-х.

Во-первых, это интересно. Во-вторых, сходу обнаруживаются интересные аналогии с днем сегодняшним. О чем мечтали, что рекламировали, над чем «бились» профессионалы 20 и более лет назад – в нашем обзоре.

В январе 1994 вышел нулевой номер теперь уже легендарной газеты «Туризм и отдых». День рождения «ТиО» мы привыкли отмечать 1 марта, но «сигнал» родился, как видим, в январе. В этом месяце издание еще не было полностью зарегистрировано, документы на регистрацию находились в Мининформе, но редакция поспешила выпустить нулевой номер.

В редакционной колонке можно даже прочитать причину этой спешки: именно в начале 1994 года в Беларуси изменилась система выдачи «заграничных паспортов и многоразовых выездных виз». Вот такие были времена! С выездными визами и заграничными паспортами и возможностью, если очень хочется, издать газету раньше срока регистрации.

Это фото, сделанное в январе 1996 года, многих наверняка погрузит в атмосферу ностальжи, когда сегодняшние мэтры турбизнеса только начинали свою яркую карьеру.

В январе 1996-го туристическую общественность Беларуси поздравлял с Новым годом министр спорта и туризма Владимир Рыженков. Новое поколение турагентов вряд ли вспомнит это имя, но это, на самом деле, был один из самых потенциально значимых деятелей в руководстве белорусским туризмом. Потенциально – потому что руководил отраслью Владимир Рыженков не долго – через год его, увы, не стало.

Реклама в 1999-м году блистала открытиями направлений и разнообразными «перлами». Турфирмы в те времена только-только примеривались к вариантам «скидок» в конкурентной борьбе. Вот, к примеру, «Санни Трэвел» на целой рекламной странице сулил неплохие семейные бонусы на, между прочим, свое «коронное» туроператорское направление – Кипр.

В январе же 1999-го был опубликован проект Закона «О туризме». Именно с этим законом отрасль жила аж до «рокового» 2021-го. Рокового – потому что в 2021-м в Беларуси был принят новый отраслевой закон, кардинально меняющий правила игры на рынке. Чем эти изменения обернутся для белорусского туризма и отечественного туроперейтинга – мы пока не знаем. И в текущем 2022-м вряд ли узнаем. А до 2023-го, как говорится, еще надо дожить.

Вы видите документальное свидетельство первой попытки «открытия» Марокко на белорусском рынке – январь 2000-го – 22 года назад. Обратите внимание – цена сладкая. Как сказано в тексте – «600 долларов с перелетом в обе стороны, что значительно дешевле туров на Канары или в Майами». Тогда, впрочем, и доллар был «потяжелее», а Канары с Майами (где, правду говоря, мало кто бывал!) являлись синонимами фантастического «люкса».

В январе 2001-го подводили итоги миллениального года и сравнивали его с 1999-м. На фото вверху вы видите статистику по выезду. По-моему, не так плохо. За период активного летнего сезона – 613 тысяч – с приростом больше чем в 100 тысяч туристов по сравнению с 1999-м. Из этого количества туристов более 88% отправились в страны дальнего зарубежья. Видно, что худо-бедно выезд в стране развивался. Справедливости ради заметим, что львиную долю потока составляли шоп-туры – в первую очередь, в Польшу. Но тогда они уже шли на убыль, и народ все более активно осваивал прелести пляжного и экскурсионного отдыха.

А вот на въездной туризм сетуем сейчас, и сетовали 20 лет назад. «Бег на месте» — как видим, именно так охарактеризованы результаты туристических прибытий в Беларусь в январе далекого 2001-го.

Болью туротрасли в январе того же 2001-го была отмена валютных лицензий, которая свалилась на фирмы, как всегда, — как снег на голову. Это сейчас карточки, расчеты в рублях – норма, а тогда «дедолларизация» в туризме воспринималась как катастрофа.

Заканчиваем наш небольшой ретро-обзор новостей минувших лет фактом, тоже достойным размышления. Годы идут, а проблемы остаются. Чем были озабочены турфирмы, желающие продавать отечественный туропродукт, в январе 2002-го? В целом, тем же, чем и сейчас. «Грядет новая эта в отношениях между турфирмами и базами отдыха?» Так пафосно звучал заголовок «гвоздя номера» более 20-ти лет назад.

20 лет прошло, а «новая эра» так толком и не наступила. По-прежнему, отечественные санатории, базы отдыха, агроусадьбы и белорусские турфирмы с трудом находят общий язык – для того, чтобы к обоюдной радости и совместной выгоде двигать внутренний туризм к «светлому будущему». Что ж, по крайней мере, преемственность проблематики сохраняется. Есть над чем работать!

А это просто типичная карикатура 90-х годов на тему туризма. Почему 90-е называют «лихими»? По-моему, все очень даже «мимимишно» — по сравнению с тем, что происходит сейчас!

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments